Владение электромобилем вскоре будет стоить столько же, сколько и бензиновым — дороже при покупке, но дешевле в эксплуатации. Однако запас хода будет все же немного меньше, а зарядка — немного медленнее. Поэтому люди ищут технологии, которые смогут кардинально изменить ситуацию в этих областях. И сделать так, чтобы электромобили были доступными.
Много говорят о твердотельных аккумуляторах. Неудивительно. Они заменяют жидкий электролит в современных литий-ионных батареях на твердый. Благодаря более простой конструкции они могут быть намного дешевле и легче, и им не потребуется жидкостное охлаждение. Они также должны служить дольше и быть пожаробезопасными. Возможно, они будут и значительно быстрее заряжаться — при условии, что вы найдете зарядную станцию мощностью значительно выше, чем сегодняшние топовые модели на 350 кВт.
Это не безумная чепуха вроде машин на воде. Это уже реализовано в лабораториях. Dyson строит свою новую машину именно на этой технологии. Toyota активно ее разрабатывает. Caterpillar недавно инвестировал в Fisker, ссылаясь на твердотельную технологию Fisker как на причину. Вполне респектабельный швейцарский Институт Фраунгофера ведет крупный проект с партнерами, включая Кембриджский университет.
Но даже если все получится, промышленность не станет переходить на эти новые батареи в одночасье. Компании лишь сравнительно недавно вложили огромные средства в заводы по производству современных элементов и батарей. Они не станут их просто закрывать — финансовый императив заключается в том, чтобы окупать эти инвестиции в течение ближайших десятилетий. Но, за исключением Gigafactory от Tesla, эти заводы в основном расположены в Азии. Институт Фраунгофера указывает, что если Европа возглавит разработку твердотельных аккумуляторов и начнет производить их у себя, это станет стратегической победой для континента.
«Мы можем быть оптимистичны в отношении устойчивого и доступного повсеместного перехода на электромобили»
Тем временем зарядных станций все еще слишком мало, и люди стоят в очередях к ним. Что, если вообще перепрыгнуть через этот этап? Закопать индуктивные зарядные панели под асфальт или пол гаража? Не только на парковках или у светофоров, но и в самой дороге, чтобы машины заряжались во время движения. Это уже было продемонстрировано Renault совместно с Qualcomm. Автомобиль «пожимает руки» (устанавливает соединение) с одной катушкой за другой и поочередно получает от них энергию.
Но это кажется безумным решением, которое будут опережены другими разработками. Проект планировался, когда аккумуляторы с большим запасом хода стоили целое состояние. Зарядка на ходу казалась изящным способом позволить электромобилю с небольшой батареей совершать длительные поездки. Теперь у нас есть более совершенные батареи и быстрая зарядка, и впереди еще больше улучшений, если ученые, работающие с твердотельными аккумуляторами, сделают свое дело. Кто-то готов перекопать все автомагистрали, чтобы проложить под ними катушки? Как бы не так. Ах да, кто-то недавно заявил мне, что катушки нагреваются, поэтому животные любят на них спать. Привет, апокалипсис с дорожным движением.
Таким образом, в целом, если оглянуться на наши предыдущие материалы — [здесь], [здесь] и [здесь] — мы можем быть оптимистичны в отношении устойчивого и доступного повсеместного перехода на электромобили.
Однако, вот в чем загвоздка: во многих странах налоги и доходы от продажи ископаемого топлива помогают финансировать здравоохранение, оборону, образование и многие другие проекты. Так что государства просто не могут без этого обойтись. Но при этом могут обложить налогом всю электроэнергию без разбора.
Но им и не придется. Почти все электромобили подключены к сети. Они знают, где находятся, и сколько электроэнергии потребляют. Они также могут передавать эти данные. Так что есть возможность автоматически взимать плату за проезд с электромобиля или облагать потребляемое им электриство по более высокой ставке, чем ток, питающий обогреватель вашей бабушки. И это все равно будет дешевле бензина.
