Это первый камень, который бросают в электромобили, так что давайте разберемся с ним в первую очередь. Электричество производят, сжигая ископаемое топливо, так как же можно игнорировать эти выбросы CO2? Что ж, мы их не игнорируем, а учитываем. Электростанции эффективнее автомобильных двигателей, поэтому если передать это электричество через сеть, зарядить им электромобиль (а они, кстати, очень эффективны), то выбросы CO2 вашего электромобиля на километр пути составят половину от выбросов даже экономичного бензинового или дизельного автомобиля. Оба этих показателя включают в себя добычу, переработку, распределение и связанные с этим потери для нефти — в профессиональной лексике это называется «от скважины до колеса».
А в летний день, например, Великобритания вообще получает всё своё электричество из возобновляемых источников. Да, зимой Великобритания использует некоторое количество электроэнергии от ископаемого топлива. Да, в этом анализе атомная энергия считается «возобновляемой», хотя на самом деле она не безуглеродная из-за колоссальных энергозатрат на добычу урана и утилизацию отходов. Но даже так, электромобили оказываются гораздо лучше, чем в самом худшем случае, когда соотношение выбросов составляет один к двум при использовании исключительно ископаемого топлива для генерации. В качестве приятного бонуса: поскольку энергоснабжение быстро переходит на возобновляемые источники, электромобиль, купленный сегодня, будет отвечать за всё меньше и меньше граммов CO2 на километр по мере старения.
Теперь о производстве. Самые последние исследования, которые я видел, включая проведенное дотошным ICTT (ребята, которые раскопали «Дизельгейт»), оценивают углеродный след от производства электромобиля чуть менее чем в три раза выше, чем у автомобиля с ДВС*.
«Суммарные выбросы CO2 за весь жизненный цикл электромобиля вдвое меньше, чем у обычного автомобиля»
Производство самого кузова автомобиля примерно одинаково, но воздействие электромобиля удваивается из-за его аккумулятора. Это включает в себя энергию, затраченную на всех этапах, начиная с литиевого рудника и заканчивая электроэнергией из сети, используемой на китайской фабрике по производству батарей. Затем, для верности, эта цифра предполагает, что в течение срока службы автомобиля ему потребуется замена батареи. Но это данные 2015 года. Теперь мы знаем, что батареи служат дольше, чем предсказывалось изначально, и в любом случае их можно перерабатывать или использовать повторно для хранения энергии в сетях.
Самое главное, что энергия, необходимая для постройки автомобиля, намного меньше (в восемь раз меньше в случае автомобиля с ДВС), чем энергия, используемая для его эксплуатации в течение всего срока службы. Это означает, что уже через несколько лет эксплуатации электромобиль компенсирует свой «производственный долг» по выбросам.
ICTT утверждает, что для автомобиля в Великобритании совокупные выбросы CO2 за весь жизненный цикл электромобиля, включая глобальную добычу полезных ископаемых и производство, а также электроэнергию для его работы, вдвое меньше, чем у обычного автомобиля. Что довольно сильно развенчивает часто повторяемый миф о том, что эксплуатация старого Land Rover экологичнее, чем покупка нового Leaf. Извините.
Это не значит, что всё безоблачно. Металлы и минералы для многих аккумуляторов поступают из стран, где допускается плохое обращение с рабочими и утечки высокотоксичных загрязняющих веществ. Сборочные заводы в Европе или Японии, работают чисто, и рабочие находятся под разумной защитой.
Значительная часть аккумуляторной промышленности скрыта в местах, о которых мы мало что знаем. Автопроизводители — которые в данном случае являются заказчиками — должны активнее требовать от своих поставщиков батарей и элементов большей прозрачности и лучшего регулирования. Было бы началом, если бы Китай сделал более экологичной энергосеть, питающую заводы по производству элементов. Это возможно: Гигафабрика Tesla использует исключительно возобновляемую электроэнергию.
*Примечание: В тексте упоминается соотношение выбросов «один к двум» (one-to-two ratio), что означает, что даже в худшем случае (при питании от ископаемого топлива) электромобиль производит в 1.5-2 раза МЕНЬШЕ CO2 на км, чем ДВС. Это подтверждается многими современными исследованиями.*
