В Top Gear долго думали (и спорили) над тем, какой автомобиль станет символом последних 100 выпусков и всего, что происходило на планете автолюбителей с конца 2017 года. Очевидно, он должен был быть электрическим, футуристичным, подключенным к интернету. Чем-то, что синтезирует ощущения от вождения, отфильтровывая шум. Возможно, одним из тех китайских «е-леденцов», автомобильным эквивалентом диеты на таблетках, на которой, как все в 1950-х полагали, мы уже сейчас должны сидеть.
А потом подумали: «А пошло это все на***» и с головой окунулись в атмосферу Уэльса на лучшем спортивном автомобиле… в мире. Слава Богу, что это все еще возможно. Свобода — сесть в машину в любой момент, разбудить атмосферный двигатель, включить первую передачу с помощью рычага и педали и отправиться покорять лучшие дороги Британии, когда возникнет такое желание.

Конечно, 2025 год и тут сует свой нос. Я нащупываю кнопки, чтобы отключить систему удержания в полосе и звуковые предупреждения о превышении скорости, а потом вспоминаю, что Porsche 911 S/T успел выйти до того, как эти назойливые няньки стали обязательными по закону. Блаженство. Тем временем, с тех пор как журнал Top Gear увидел свет 32 года назад, население Великобритании выросло на 13 миллионов человек, и все они сейчас стоят в пробке перед курортом Челтнем. По крайней мере, это означает, что такие приметы XXI века, как камеры фиксации средней скорости, стоит принимать во внимание.
Пока я еду в круиз к тому, что когда-то называлось Мерионетшир, я подвожу итоги главных событий последних десятилетий. Автономные авто плавно перешли из категории «неизбежной технологии будущего» в одну кучу с твердотельными аккумуляторами и водородными топливными элементами под названием «возможно, когда-нибудь». Заявления брендов о полном переходе на электромобили превратились из «топлива для роста акций» в «PR-катастрофу на уровне падения самолета на свалку».

Накануне 300-го выпуска TG впервые протестировал великолепный рестомод от Alfaholics. За последние восемь лет идея укусить несчастный классический автомобиль радиоактивным пауком, чтобы наделить его юношеской суперсилой, сошла с ума.
Singer. Eccentrica. Eagle. Lunaz. Все они великолепны. Все — недоступны по цене. Даже сами производители занимаются этим. Вот, видимо, поэтому машина, на которой я поехал в Северный Уэльс – подарок Porsche 911 на 60-летие, – не ограничитель прижимной силы с гибридными турбинами Multi-Scroll и стеклоочистителями с векторизацией крутящего момента. Porsche 911 S/T – это дань уважения старым добрым временам. Когда бы они ни были. Постойте. Может быть, они есть… как раз сегодня?

У меня под капотом примерно та же мощность, что была у GT3 RS 15 лет назад, доверенная механической коробке передач (чуть не снятой Porsche с производства в 2013 году) с анорексичным сцеплением и маховиком. Активные стабилизаторы поперечной устойчивости? Анимированные аэродинамические элементы? Здесь этого нет. Это же должно что-то говорить о нашем времени, не так ли? Это не «лучший» 911, который Porsche способен произвести. Но это, без тени сомнения, самый лучший.

Определенно не самый утонченный. Гул шин разгуливает по задней половине салона, где должны быть сиденья. Углепластиковая дуга безопасности позванивает и поскрипывает в креплениях. Если бы вы попытались объяснить обычному человеку, что этот 911 лучше, потому что его маховик скрежещет и лязгает, как стиральная машина, полная посуды, точка схватывания сцепления имеет люфт как у ладоней Джереми Паксмана с похмелья, а главная передача короче, поэтому вам приходится активнее работать коробкой, чтобы куда-то доехать, — он бы подумал, что вы совершенно спятили.

Я не садился за руль автомобиля с «механикой» около месяца до того, как сел в Porsche 911 S/T. Знак времени. Он весь вечер испытывает мою некомпетентность. Однажды заглох. Несколько раз прыгал как кенгуру при попытках трогаться с места. Он регулярно предупреждал меня за неправильное переключение с 4-й на 5-ю на средних оборотах, потому что автоматический набор газа раскручивает гоночный двигатель до 9000 об/мин, предполагая, что я собирался включить третью, которая находится в 0.003мм слева через короткую кулису.
Люди странные. Чем сильнее жар прогресса, тем более розовыми становятся наши очки. Мы можем носить триллион песен в кармане, но продажи виниловых пластинок растут уже 17 лет подряд. У нас могли бы быть тихие, самостоятельные роскошные экипажи, которые оставляли бы нам больше времени на совершенствование гиперзвуковых двигателей или размышления о смысле жизни, но самый коллекционный Porsche десятилетия звучит как сломанная Zanussi и без церемоний проигрывает в разгоне какому-нибудь Xpeng или Omoda к западу от Шрусбери.

Это, к счастью, лишь прелюдия. Моя почти 200-километровая часть пути по-настоящему начинается в Бала и обрушивается на сборник величайших хитов — любимых уэльских дорог категории B, извивающихся по направлению к Фестиниогу, прежде чем повернуть обратно вниз через Эйри в поисках Райадера и долины Элан, заканчиваясь у величественной плотины Клаэрвен. Она была построена в 1950-х годах из передового бетона, облицованного камнем, чтобы придать классический викторианский эстетический вид, более соответствующий другим плотинам в долинах. Новая технология, одетая в ностальгический костюм. Умно, а?
«Вход в поворот настолько инстинктивен, словно машина прочитала ваши мысли за мгновение до этого»

Porsche 911 S/T не просто оживает здесь, он напоминает каждому, кому посчастливилось им управлять, что они тоже живы. Каждое точное переключение передач или взвывание мотора — это похлопывание по спине для вашей лимбической системы пещерного человека. Вход в поворот настолько инстинктивен, словно машина прочитала ваши мысли за мгновение до того, как тонкий руль был повернут в сторону угла. Но без стабилизирующей страховки в виде задней подруливающей подвески от GT3, S/T также более живой и резкий на быстрых виражах. Это любопытный характер, богатый кичем, но с острой бритвенной кромкой без всяких глупостей.

Я обожаю его. Именно поэтому, после того как мы закончили фотографировать и проехали запланированный маршрут, я не перестаю наслаждаться управлением им. Вниз через Брекон-Биконс, направо у Крикхоуэлла, затем через Блэк-Маунтинс, прежде чем заставить себя вернуться на базу Porsche, где этой машине предстоит отправиться на заслуженный покой, быть снятой с эксплуатации и отправленной на аукцион. Возможно, это S/T с самым большим пробегом в мире. Пообещав, что нам понадобится всего около 200 километров, я каким-то образом накрутил почти 800. Упс.

И это причина, по которой вышло 400 выпусков журнала Top Gear. И, надеюсь, еще несколько впереди. До тех пор, пока есть автомобили, которые заставляют вас хотеть ехать, пока дорога не закончится, и читатели, которые любят составлять компанию в этой поездке. Спасибо, что вы один из них.
Porsche 911 S/T
Цена: €271 000
Двигатель: 4.0-литровый оппозитный 6-цилиндровый, 518 л.с., 465 Н·м
Трансмиссия: 6-ст. МКПП, задний привод
Динамика: 0–100 км/ч за 3.7 с, 300 км/ч
Экономичность: 13.8 л/100 км, 313 г/км CO2
Вес: 1380 кг
Фотограф: Марк Риккиони
Текст: Олли Кью, Top Gear
