Что ж, если вы осилили первые три части богатой на события истории корпорации Chery, самое время перейти к финальной, четвертой части. Если нет, очень рекомендуем, иначе вряд ли поймете контекст не только финальной части, но и настоящей реальности бренда в России.
На всякий случай вот часть 1, вот часть 2, вот часть 3.
В этой части мы рассмотрим все остальные детали, которые важно упомянуть. Мы намеренно не пошли в историю компании до 2025 года, поскольку хаотичная экспансия на российский и европейский рынок плохо пока поддается структурированию. Надеемся, что через несколько лет появится и пятая часть, которая подведет какой-то итог.
А мы продолжаем.
Как и большинство государственных компаний, Chery создала несколько совместных предприятий, которые обязательно стоит рассмотреть. И, как бы маловероятно это ни звучало, учитывая настоящее время, Chery была настоящим пионером NEV (имеется в виду как гибридных, так и полностью электрических автомобилей). Так что это еще один интересный момент, в который стоит погрузиться. В завершении немного покопаемся в корпоративной структуре Chery.
Квантовая экономика
Как упоминалось в прошлой части, Chery создала совместное предприятие с некоторыми израильскими инвесторами для создания бренда Qoros. Это может показаться довольно удивительным, поскольку в Израиле нет какой-либо заметной автомобильной промышленности, но там есть несколько очень богатых людей. Одним из них был Шауль Айзенберг. Он был евреем польского происхождения, но его семья жила в Мюнхене (Германия) в 1930-х годах. Еще будучи подростком, Айзенберг и его семья бежали из нацистской Германии в 1938 году и сначала оказались в Шанхае, а немного позже в Токио.

Во время Второй мировой войны Айзенберг был рабочим на японском промышленном предприятии, а после войны участвовал в восстановлении страны. Он начал торговать сталью для японской промышленности, импортировать сырье из США и экспортировать готовую продукцию в Индию (не пытайтесь даже осознать, как рабочий смог все это проворачивать). Позже он расширил свой бизнес, включив в него больше азиатских стран, особенно Южную Корею. Айзенберг стал ключевой фигурой в зарождающейся торговле между Азией и Израилем, а также некоторыми другими западными странами.
Айзенберг стал богатым человеком и использовал свое богатство, чтобы в 1968 году при поддержке израильского правительства основать Israel Corporation. Israel Corp был первым в стране акционерным фондом, нацеленным на привлечение иностранных инвестиций и поддержку местной промышленности. Компания даже получила 30-летнюю налоговую льготу, называемую законом Айзенберга. Israel Corp сначала инвестировала в судоходство и нефтепереработку, но позже расширила сферу деятельности на более широкий спектр направлений. Айзенберг умер в Пекине в 1997 году, оставив огромное состояние.
К сожалению, его наследники (жена и дети) немного повздорили из-за наследства, и в результате продали контрольный пакет акций Israel Corporation другой богатой израильской семье, братьям Офер. Сэмми и Юли (это мужское имя) Офер основали Ofer Brothers Group как судоходную компанию в начале 1950-х годов. Позже они расширили свою деятельность на множество различных направлений бизнеса (авиация, недвижимость, высокие технологии, медиа). В 1998 году Ofer Brothers приобрели контрольный пакет акций Israel Corp.

Старшим сыном Сэмми был Идан Офер. Он начал свою карьеру в 1980-х годах в семейном судоходном бизнесе, развивая филиал в Гонконге. Позже он основал собственную судоходную компанию Quantum Pacific Group. Когда Ofer Brothers приобрела Israel Corp, Идан стал председателем и членом совета директоров. Когда оба брата-основателя умерли в 2011 году, Ofer Brothers была разделена между Иданом и его братом Эялем. Эяль унаследовал бизнес в сфере недвижимости и финансов (теперь Ofer Global), Идан получил судоходный бизнес (теперь XT Group) и Israel Corp.
В 2007 году Israel Corp во главе с Иданом Офером и Chery Automobile основали совместное предприятие под названием Chery Quantum Automotive Company, намереваясь производить автомобили под новым глобальным автомобильным брендом в Китае. В 2011 году после слияния Quantum Pacific с XT Group совместное предприятие изменило свое название на Guanzhi Automobile. Guanzhi на английский язык переводится как Qoros. Последняя сделка, о которой стоит упомянуть: в 2014 году Israel Corp выделила часть своего портфеля в новую компанию Kenon Holdings. Kenon сосредоточилась на автомобильном и энергетическом секторе и, таким образом, приобрела пакет акций Qoros.
Автомобили Qoros
С момента основания совместного предприятия до начала продаж прошло не менее шести лет. Не совсем китайская скорость. Но в случае с Qoros поступили немного иначе, начав процесс с нуля. Компания привлекла несколько опытных инженеров западных автопроизводителей, в частности дизайнера BMW-Mini Герта Хильдебранда, и наладила техническое сотрудничество с Magna Steyr для разработки и производства. В Чаншу (провинция Цзянсу) был построен новый завод, строительство которого было завершено в конце 2011 года. На церемонии открытия Qoros также показал свой первый концепт.
Этим концептом стал седан Qoros 3, представленный на Женевском автосалоне в 2013 году. Продажи в Китае начались в декабре того же года. Qoros 3 был по-настоящему современным автомобилем с новой платформой и двигателями серии Chery-ACTECO. В отличие от более ранних попыток, Qoros 3 стал первым китайским автомобилем, получившим полные пять звезд в краш-тестах Euro-NCAP. Qoros планировал продавать автомобиль в Европе, но, за исключением небольшого пилотного проекта в Словакии, этого так и не произошло.

Qoros 3 вскоре получил версию хэтчбек. С ростом популярности кроссоверов Qoros добавил варианты с увеличенным дорожным просветом для обоих типов кузова. У хэтчбека появился брат в лице City SUV, а седан с пластиковой облицовкой и большими колесами назывался GT. Настоящий кроссовер SUV появился в конце 2015 года, поставки начались в марте 2016 года. Qoros 5 технологически был родственником 3, но с кузовом кроссовера.

К сожалению, ни 3, ни 5 не продавались очень хорошо. В 2016 году общий объем продаж составил чуть более 24 000 автомобилей. Едва ли это удовлетворительно для того, что должно было стать глобальным массовым брендом. Поскольку с разработкой новых проектов стало туго, внезапно решили завести под бренд модели Chery. В 2017 году Qoros показал Young, по сути, переработанный Chery Tiggo-7. На корпоративном уровне что-то застопорилось и модель все же не вышла. Однако заинтересованные покупатели могли получить его в виде Chery Tiggo-7 Fly.
Baoneng берет на себя управление
В январе 2018 года застройщик Baoneng Group приобрел 63% акций Guanzhi Automobile, оставив Chery 25%, а Kenon Holdings — всего 12%. Как и у его более крупного конкурента Evergrande Group, у Baoneng был амбициозный план по выходу на автомобильный рынок. Чтобы подчеркнуть эти амбиции, Baoneng также приобрел Changan-PSA (где производились модели DS для Китая) в начале 2020 года. Затем компания сформировала стратегию с несколькими заводами по всей стране и переходом на производство автомобилей с новыми источниками энергии.

Тем не менее, первая и пока единственная модель, разработанная Baoneng, — это просто автомобиль с ДВС. Позже в 2020 году Baoneng представил Qoros 7, более крупный и полностью переработанный кроссовер на базе Qoros 5. 7 мало что изменила в судьбе бренда Qoros. Как и Evergrande, подразделение по развитию недвижимости Baoneng Group не выплатило некоторые кредитные платежи и столкнулось с финансовыми проблемами. Многочисленные фабрики, которые даже издалека казались схемой приобретения прав на землепользование, были закрыты, а производство моделей Qoros прекратилось.

В начале 2022 года Baoneng неожиданно показала два новых автомобиля: внедорожник Qoros GX5 и седан Qoros 6. Сообщалось, что оба находятся на стадии подготовки к производству. Несколько месяцев спустя Baoneng отказалась от названия Qoros в пользу нового бренда BAO, но эти два автомобиля на публике больше не появлялись. Вместо этого в уведомлениях MIIT (Ministry of Industry and Information Technology – Министерства Промышленности и Информатизации КНР) появился небольшой мини-электромобиль под названием U-Belief A3 (Youbaoli), но на рынок он до сих пор не вышел. Baoneng по-прежнему выпускает седан DS 9 для Stellantis и европейского рынка, но маловероятно, что мы снова услышим о Qoros, BAO или U-Belief.
Другое совместное предприятие
В 2010 году появились слухи о том, что Jaguar Land Rover (JLR) ищет китайского производственного партнера. Два года спустя JLR подписала сделку с Chery, и началось строительство нового завода в Чаншу, в том же городе, где находился Qoros. Сделка была весьма значимой, поскольку JLR собирает ряд автомобилей на полностью алюминиевой платформе, технологии, которая еще не использовалась в Китае. Поэтому возникли некоторые трудности с налаживанием цепочки поставок и оснащением завода, но к середине 2014 года он был введен в эксплуатацию.

Chery JLR быстро представила ряд моделей одну за другой, начав с Range Rover Evoque и Land Rover Discovery Sport в 2015 году. Первый Jaguar появился в 2016 году, удлиненный седан XF. Затем последовал удлиненный седан XE в 2017 году и кроссовер E-Pace в 2018 году. В 2019 году Evoque на конвейере появилось второе поколение Evoque. Все эти модели все еще находятся в производстве.
Однако с 2019 года совместное предприятие не представило ни одной новой модели. Последней была модель Evoque второго поколения. Более поздние модели, такие как новый Range Rover или новый Land Rover Defender, популярные на китайском рынке, импортируются в страну. Из автомобилей местного производства только Evoque продается достаточно хорошо, что означает, что завод работает значительно ниже своих возможностей. Глобальная стратегия JLR в последнее время не была последовательной, с многочисленными корректировками в совете директоров и планах, поэтому Chery JLR пока находится в подвешенном состоянии.
Пионер электромобилей
Судя по нынешнему модельному ряду, вы можете подумать, что в Chery Automobile не делают акцент на электрификации. Однако когда-то она была одним из пионеров. Они так давно начали, что первый электромобиль Chery нес свинцово-кислотные тяговые батареи. Но действительно, развитие ранних достижений сильно замедлилось, и Chery в настоящее время не является крупным игроком в сегменте новой энергии. Что может скоро измениться.
Уже в 1999 году Инь Тонгюэ создал отдел исследований альтернативных систем движения. Позже, в 2008 году, этот отдел будет выделен в отдельный бизнес под названием Chery New Energy. Первые усилия были сосредоточены на альтернативных видах топлива, поэтому модель Fengyun на базе Seat Toledo стала доступна с двигателями на сжиженном нефтяном газе и сжатом природном газе. Chery также была одним из первых производителей, предложивших гибридную трансмиссию в моделях A5/Cowin-3 и E5.
Chery New Energy взрастила несколько талантов, которые продолжили карьеру в большом бизнесе. Фан Юньчжоу, многолетний руководитель инженерного отдела и прозванный «Мистер Гибрид», покинул Chery в 2014 году после 16 лет работы. Он основал Hozon Automobile, которая производит автомобили под брендом Neta. Лидер отдела продаж Цинь Лихун, возможно, даже более известное имя. Он объединился с Ли Бинем и стал одним из соучредителей Nio.

Первый электромобиль Chery, тот, что со свинцово-кислотными аккумуляторами, был электрифицированной версией оригинальной модели QQ и появился в 2009 году. Chery также выпустила электрическую версию QQ второго поколения, которая появилась в 2014 году. Она продавалась как отдельная модель под названием Chery eQ. Первый самостоятельный городской электромобиль небольшого размера с 2 или 4 сиденьями, появился в 2016 году и должен был называться Ant. Прозвище прижилось, и хотя его настоящее название eQ1, его обычно называют Little Ant (Xiaomayi). EQ1 неожиданно стал бестселлером в 2019 году, когда он стал одним из немногих мини-электромобилей, все еще имеющих право на освобождение от налогов после изменения закона.

Программа электромобилей Chery была сосредоточена в основном вокруг этих небольших автомобилей. Хотя в ее рамках электрифицировали Arrizo-5 (2107) и Tiggo-3X (2019). Но они в основном предназначались для профессионального рынка (такси, прокат). Однако в 2020 году Chery вышла на рынок более высокого класса с eQ5, также называемым Big Ant (Damayi). Это, вероятно, самый недооцененный электромобиль Китая, поскольку он был создан благодаря сотрудничеству Chery с JLR. У eQ5 полностью алюминиевая конструкция, как у Jaguar и Nio, но продается он по ценам, далеким от цен этих брендов. Из-за низких продаж eQ5 сделали рестайлинг в начале 2023 года и обновили до eQ7.

После огромного успеха Wuling Hongguang Mini EV компания Chery возобновила свои поиски в сегменте городских автомобилей. В 2021 году она представила QQ Ice Cream, который является слегка замаскированной копией Wuling. Год спустя появилась немного увеличенная и более роскошную модель под названием Wujie Pro (иногда переводят как Unbounded Pro). Эти небольшие автомобили по-прежнему составляют большую часть продаж электромобилей Chery.

Но все меняется. Chery New Energy представила новую подключаемую гибридную архитектуру в нескольких своих брендах, чтобы удовлетворить растущий спрос на эти автомобили в Китае. Компания также создала собственный полностью электрический бренд iCAR. Премиальный бренд Chery Exeed анонсировал линейку электромобилей под суббрендом Sterra (как Exlantix он нам больше известен). И последнее, но не менее важное: Chery производит некоторые электромобили для Huawei под брендом Luxeed. Таким образом, потеряв первоначальное преимущество перед многочисленными китайскими стартапами в области электромобилей, электромобили Chery вскоре могут снова оказаться в центре внимания.
Стратегия расширения
Общий объем производства Chery долгое время держался на уровне около 700 000 автомобилей в год, но в 2021 году преодолел барьер в 1 миллион и продолжает расти. Как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Поэтому, как и другие, Chery искала возможности расширения мощностей. Благодаря сделкам с местными органами власти компания реализовала новые заводы и приобретет существующие.
В последнем эпизоде мы увидели, что Chery использовала средства местного правительства для строительства нового завода в провинции Сычуань с Kaiyi в качестве залога. Компания заключила еще два подобных соглашения примерно в 2020 году. В провинции Шаньдун Chery создала совместное предприятие с Qilu New Energy Automobile, новым брендом, полностью принадлежащим провинции. Qilu показала свой собственный продукт, Costin EC1, мини-электромобиль, тесно связанный с Chery eQ1. А в провинции Хэбэй она заключила аналогичное соглашение с властями города Шицзячжуан, которые создали Ruiteng New Energy Automobile. Ruiteng (Radten) показал интересный RT1, седан на базе алюминиевой платформы Chery eQ5. Оба завода были построены, но ни Costin EC1, ни Ratten RT1 так и не вышли на рынок.

В провинции Фуцзянь Chery заключила сделку с публичными владельцами некогда известного бренда Soueast. Chery предоставила новые продукты и переоборудование для заводов, а после достижения определенных целей существующие владельцы Soueast передали свои акции Chery. С начала 2023 года Soueast выпускает версию Jetour X70 под названием Soueast DX8. Так что автомобили под брендом Jetour уже производятся на заводе Soueast. Бренд в 2024 году вышел на российский рынок, продажи начались в 2025 году – две модели S09 и S07 уже в продаже, S06 ждем в ближайшее время.

Последнее пополнение мощностей Chery — это Shandong Guojin New Energy Automobile, более известная как Sinogold. Это новый энергетический стартап 2016 года, который когда-то попал в заголовки мировых СМИ со своим первым автомобилем. Sinogold GM3 был точной копией Citroen Picasso, хотя и с электрической силовой установкой. GM3 некоторое время продавался относительно хорошо, но во время пандемии COVID у Sinogold возникли финансовые проблемы. Его спасли власти его родного города Цзыбо. По-видимому, у Chery есть схожая сделка с городом Цзыбо, как и с владельцами Soueast. Sinogold отказалась от GM3 и теперь выпускает Arrizo-5 EV, включая версию под собственным брендом (Sinogold Junxing). Интересно, что Costin EC1 появился некоторое время назад. Sinogold планирует выпускать автомобиль под названием Sinogold Tangguo.
Корпоративные дела
Chery, по сути, состоит из двух компаний. Chery Holdings — это большая группа со множеством видов деятельности. У нее есть верфь, недвижимость, финансовое подразделение, логистические компании, горнодобывающая промышленность, крупная промышленность по производству запчастей. Плюс она владеет известным брендом тяжелой техники Zoomlion (тоже знакомом российскому рынку). Раньше он принадлежал городу Уху, но с 2010 года около 25% акций были переданы в фонд сотрудников. Этот фонд на 90% принадлежит самому Инь Тонгюэ. Удивительно, но у Chery Holdings нет прямого пакета акций в Chery Automobile, второй компании.
Chery Automobile совместно принадлежит городу Уху и провинции Аньхой, а некоторые очень небольшие пакеты акций принадлежат фондам прямых инвестиций. Chery Automobile контролирует всю деятельность Chery по производству автомобилей, включая Chery Commercial Vehicles (Karry), Chery New Energy и Chery JLR. Таким образом, Chery Holdings и Chery Automobile напрямую не связаны. Тем не менее, у обеих компаний в основном одни и те же владельцы, и Chery Holdings контролирует большую часть цепочки поставок и финансовых компаний.
Несколько раз за последние 25 лет возникали слухи об IPO обеих компаний. Но до сих пор этого не произошло. Однако после тяжелого 2019 года (когда продажи автомобилей в Китае снизились) Chery испытывала нехватку наличных денег, и это стало началом серьезных изменений в составе владельцев компании. Город Уху продал большую часть (47%) Chery Holdings компании Qingdao Wudaokou, формально частному инвестиционному фонду, но большую часть денег, вероятно, предоставил город Циндао. С тех пор Chery построила свой второй суперзавод в городе.

Завод был достроен в 2022 году, и это стало знаком для Qingdao Wudaokou снова частично выйти из бизнеса. Они продали 20% своей доли в Chery Holdings компании Luxshare (Lixun) Precision. Кроме того, Luxshare также приобрела 8% Chery Automobile и 6% Chery New Energy. Компанию, возможно, нужно представить. Luxshare была основана в 2004 году двумя братьями, которые раньше работали в Foxconn. Они скопировали бизнес-модель своего бывшего работодателя и стали заводом по производству электронных компонентов. Luxshare преуспела и с тех пор вошла в цепочку поставок Apple, они производят несколько компонентов для устройств Apple.
В 2010 году Luxshare создала автомобильное подразделение, специализирующееся на жгутах проводов и разъемах. Это дало им возможность закрепиться в китайской автомобильной промышленности. Десять лет спустя они добавили подразделение интеллектуальной мобильности, расширив его на такие продукты, как миллиметровые радары и контроллеры домена транспортных средств. Это подразделение интеллектуальной мобильности, конечно, работает на быстрорастущем рынке со множеством перспектив.
Помимо приобретения акций, Luxshare также объявила о будущем совместном предприятии с Chery по производству электромобилей. После первоначального объявления новостей нет, но, как и Foxconn, Luxshare, похоже, намерена производить собственные автомобили. Как именно это будет реализовано, пока остается вопросом. Но название совместного бренда Chery с Huawei, Luxeed, может содержать подсказку. А может и нет. Инь Тонгюэ, который так долго определял курс Chery, приближается к пенсионному возрасту. Однако он, похоже, пока не склонен уходить на пенсию. После нескольких трудных лет Chery теперь оседлала волну китайских производителей на внутреннем рынке и постоянно расширяет свой глобальный экспорт. А с введением Luxshare в качестве основного акционера компания больше не является по-настоящему государственным предприятием, открывая путь для дальнейших реформ. Chery часто делала вещи немного иначе, чем ее конкуренты, но на данный момент будущее выглядит светлым.