Среди всех китайских автомобильных производителей Chery стоит немного особняком. Формально это государственное предприятие, но на протяжении всей своей истории оно вело себя как независимый стартап. Начинала компания, как и многие другие, с приобретенных технологий, но интегрировала разработку новых внутрь компании гораздо быстрее, чем большинство конкурентов с государственным участием. Какое-то время Chery, как и Geely использовала мультибрендовую стратегию, и могла быстро меняться под рыночные тенденции. В то время как многие другие государственные предприятия обычно довольно медленно адаптировались под меняющийся рынок. Итак, давайте выясним, чем Chery отличается от своих конкурентов.
Город на реке.
Для начала давайте разберемся с географией. Chery родом из Уху, города на берегу реки Янцзы. Это в нескольких сотнях километров ниже по течению от Хэфэя. Хэфэй, в свою очередь, является столицей провинции Аньхой и там расположены штаб-квартиры JAC и NIO. Уху в основном был торговым городом, но во время «большого скачка» он укрепил свою промышленную базу. Хотя экономическая программа в конечном итоге провалилась, некоторые отрасли, такие как текстильная промышленность, остались в городе.

В те годы Уху также сделал первые шаги в производстве автомобилей. Авторемонтный завод Wuhu Jiangnan в 1958 году выпустил трехколесное транспортное средство. Скорее всего, они создавали его на основе японских разработок. Год спустя завод также представил автомобиль Jiujiang. Как и в случае многих подобных ранних проектов, рецессия после «Большого скачка» свела на нет все усилия прежде, чем они смогли набрать обороты.
Тем не менее, в городе находится крупное промышленное предприятие: верфь Уху. Она была основана в 1900 году и долгие десятилетия работала на военную промышленность. Позднее она перешла на производство гражданских судов. В 1980-х верфь стала частью Китайской государственной судостроительной корпорации. В 2007 году город Уху стал единоличным владельцем верфи, приобретя ее через компанию Chery Holdings. Да, Chery делает и суда тоже. Кстати, в начале 2023 года Chery приобрела еще одну верфь в Вэйхае (провинция Шаньдун), чтобы производить собственные ролкеры (проще говоря, автомобилевозы) для мирового экспорта. Но мы забежали сильно вперед.

Долгое время основной специализацией города Уху были торговля и текстиль, но в 1980-х годах текстильная промышленность начала приходить в упадок. Затем было несколько сильных наводнений на реке Янцзы, которые нанесли большой ущерб региону. В ответ городские власти начали искать новые промышленные возможности. Каким-то образом они решили пойти в производство автомобилей. Хотя неудивительно, на тот момент федеральное правительство обозначило автомобильную промышленность как «один из столпов промышленности страны». Так что план стать автомобильным городом был быстро одобрен политическим руководством на провинциальном и национальном уровнях.
Tongbao Automobile.
Первая попытка в области автомобилестроения в городе Уху была предпринята одним из районных советов. Районный совет Синьу преобразовал один из военных объектов в компанию Yuanhu No. 3 Special Vehicle Works. Это произошло в октябре 1992 года. Новый завод начал производить небольшой седан с кузовом из стекловолокна. Назвали его Tongbao WHW5010QC. К сожалению, об этой машине известно очень мало. Мы даже не можем найти его фотографии или рисунков. Помимо четырехдверного седана выпускался также двухместный пикап.

В 1997 году завод был переименован в Wuhu Special Vehicle Works и выпустил еще одну модель Tongbao WHW6400CH. Это был небольшой минивэн на шасси FAW Jilin с литровым двигателем Dongan. Кузов по-прежнему был из стекловолокна. Обе модели продавались в исчезающе малых количествах и в основном работали в такси Уху. В свой лучший год (им стал 1994-й) Tongbao выпустила чуть более тысячи автомобилей. К концу 90-х компания продала чуть более 4 000 автомобилей. Помимо двух моделей из стеклопластика, Tongbao также собрала немного Hyundai Accent из комплектов CKD.
Такие грустные цифры производства вынудили менять стратегию. В 2011 году в Tongbao пытались наладить сотрудничество с WorldStar (коллаборация между югославской Zastava Automobiles и американской компанией по производству композитов), однако попытка закончилась неудачей. Два года спустя удалось заключить техническое соглашение с Changan. Благодаря этому Tongbao перестала делать автомобили из стеклопластика и начала производить минивэны Changan под собственным брендом.
Сделка с Changan открыла новые возможности. Появились внешние инвесторы. В 2004 году город Уху продал контрольный пакет акций Tongbao компании Zongshen, производителю мотоциклов из Чунцина. Zhongshen приобрела 80 процентов акций и инициировала переименование компании в Zhongshen Tongbao Automobile Manufacturing. Производство минивэнов Changan продолжалось до 2008 года, однако серьезным проектом так и не стало. После 2008 года началось падение производственных объемов Tongbao, а в 2016 году власти вообще отозвали у компании производственную лицензию.
Неликвидные активы.
Один завод, производящий всего тысячу автомобилей в год, сложно назвать автомобильной промышленностью. А амбиции в Уху были гораздо выше. Поэтому Tongbao был всего лишь первой главой длинной истории, которая в конечном итоге стала историей Chery Automobile. В 1993 году чиновники Уху услышали, что местная фармацевтическая компания Sanjiu заинтересована в организации сборочного автомобильного производства по государственной программе. Не удивляйтесь, такова особенность китайской экономики. Город Уху готов был оказать ей административную и финансовую поддержку, однако препятствием стала национальная политика. В то время федеральное правительство продвигало стратегию «три крупных, три мелких производителя». Она не оставляла места для новых стартапов. Когда стало ясно, что проект Sanjiu не получит одобрения на национальном уровне, его свернули.
В процессе реализации попытки с Sanjiu, управленцы из Уху познакомились с Гэном Чжаоцзе. Гэн был бывшим председателем совета директоров и генеральным директором FAW Group. Также он был уроженцем города Чаоху в Аньхое, который расположен неподалеку от Уху. Земляки друг другу всегда помогали, поэтому в Уху договорились с Гэном о сотрудничестве. Этот опытный менджер, конечно же, обладал всеми необходимыми связями и опытом в переговорах на высоком уровне. И он очень хорошо знал FAW Goup, одного из тех самых «крупных производителей», которых в Уху рассматривали в качестве потенциального партнера.
Тем не менее, завод шасси продолжил работать и постепенно все же расширял производство с каждым годом. Это был, конечно, не тот автомобильный завод, который представляли себе в Уха, но все же. Пережив непростые времена, завод в 2006 году изменил структуру собственников. Он был продан Chery Automobile, а FAW и Yangzi владели небольшим количеством акций. Chery полностью переоборудовала завод и увеличила мощности до 80 000 легких грузовиков и автобусов в год.
Новые лица.
Три подряд безуспешных проекта в автомобильной индустрии серьезно подорвали бюджет Уху. К счастью, власти провинции помогли городу финансово. Это позволило перевести помощника мэра Чжаня Сялая на полную ставку главы проекта по производству автомобилей в Уху. Тем не менее, он был обычным чиновником, поэтому ему нужен был эксперт для практического руководства проектом.
Для этого он выбрал Инь Тонюэ, еще одного менеджера FAW. Инь был начальником цеха совместного предприятия FAW-Volkswagen и слыл подающим надежды сотрудником компании. Ну и ко всему прочему, он был родом из провинции Аньхой. Чжан убедил Иня сменить серьезные карьерные перспективы на неопределенность стартапа. Аргумент был прост: зачем работать на иностранцев, если можно возглавить новый китайский автомобильный бренд? Инь соглашается и в 1996 году становится техническим директором автомобильного проекта Уху.

Чжань не сильно нагружает Иня работой. Средств немного, поэтому Иню пришлось организовать цех на заброшенном кирпичном заводе без отопления и кондиционера. На банковском счете было 300 000 юаней. На тот момент примерно столько стоил Volkswagen Santana. Инь привел с собой нескольких коллег из FAW и начал работу по созданию автомобильной компании.
Когда проделанная работа начинает удовлетворять чиновников, проект получает полную поддержку города Уху и провинции Аньхой. Компания зарегистрирована официально 18 марта 1997 года как Anhui Auto Parts Co., Ltd. Приходят миллионы долларов инвестиций. План довольно прост: сначала создать линию по производству автомобильных двигателей, параллельно создавать производства комплектующих. Затем можно начинать производить готовые автомобили.
Но до этого компания должна была выбрать название бренда. Обычно проекты, финансируемые правительством, просто выбирают местное географическое название, но не в этом случае. Чжан и Инь довольно много это обсуждали, перебрали несколько вариантов, но в итоге остановились на Chery. По-китайски это Qirui, что означает что-то «необычайно благоприятное». Вероятно, был еще расчет на то, что английское название было довольно близко к названию американского автомобильного бренда. Так что проект Wuhu Automobile стал называться официально Chery Automobile Co., Ltd.
Покупка технологий.
Не имея собственных технологий, Chery вынуждена была искать технологии для покупки. Это была непростая задача, поскольку международные автопроизводители не были заинтересованы в сотрудничестве с неизвестным китайским стартапом. Какое-то время сборочная линия двигателей Seat казалась наиболее вероятным кандидатом на приобретение. Так Инь Тонюэ оказался в Уэльсе, где Ford планировал закрыть завод по сборке устаревших двигателей Kent. На покупку производственной линии и патентов на дизайн требовалось около 30 миллионов долларов США.

В Китае Chery строит совершенно новый завод для размещения своей покупки. Ford отправляет команду инженеров в Уху, чтобы смонтировать и запустить все оборудование. У Иня с британскими инженерами скоро возникают конфликты. Их принципы работы – нормированный рабочий день и выходные – не соответствовали ожиданиям китайцев. Инь отправляет всех домой задолго то того, как производственная линия была запущена. Он и его команда изучили все оборудование, перевели руководства и смонтировали все буквально за полтора года. После пусконаладочных работ и пробных пусков 27 апреля 1999 года началось производство двигателей Chery.
В процессе Инь также поддерживал связь с испанцами из Seat. У него была идея использовать шасси Volkswagen Jetta для автомобиля Chery. Это неудивительно, учитывая его работу в FAW-Volkswagen. Штука в том, что Seat построил свою модель Toledo на той же платформе и в момент описываемых событий модель достигла конца жизненного цикла. Подложив свинью материнской компании, Seat продал технологии модели Toledo компании Chery. В сделку не входили пресс-формы для кузова, поэтому Инь заказал новый комплект у тайваньской компании. На базе испанских чертежей компания по производству форм изготовила красивую копию кузова Seat Toledo.
18 декабря 1999 года с конвейера сошел первый Chery Fengyun. Это был китайский Toledo с 1,6-литровым двигателем Ford. Chery также объявила цену на автомобиль — 88 000 юаней. Это примерно две трети цены VW Jetta китайского производства, которая по сути являлась тем же автомобилем. Пока все хорошо, но возникла большая проблема: автомобиль нельзя было продать нигде за пределами провинции Аньхой. У Chery не было национальной лицензии на производство.

Начало работы.
Из-за стратегии автомобильной промышленности на федеральном уровне Chery не могла получить лицензию на производство политическими средствами. Единственным реалистичным вариантом было объединение с одним из «трех крупных производителей», которыми были FAW, Dongfeng и SAIC. Учитывая исторические связи, наиболее очевидным выбором было заключение сделки с FAW. Инь обратился к директорам FAW, но встретили его достаточно холодно. Партнер FAW Volkswagen не был в восторге от автомобиля Chery, прямого конкурента Jetta. Поскольку этот путь был закрыт, а Dongfeng как убыточный производитель грузовиков вообще не был заинтересован в любом сотрудничестве, единственным кандидатом была SAIC.
У Иня на переговорах не было никаких козырей, и SAIC выжала из сделки максимум. Шанхайская компания потребовала 20% Chery в обмен на доступ к разрешению на производство от SAIC. У Иня не было другого выбора, кроме как согласиться. Зато он теперь мог продавать автомобили Chery по всей стране, начиная с января 2001 года. В 2000 году Chery произвела 2 000 автомобилей, в декабре 2001 года — 30 000, а в начале 2003 года с конвейера сошла 100 000-я Chery.

Этот впечатляющий рост застал всех врасплох и осложнил отношения между SAIC и Chery. SAIC изначально не особо погружалась в процесс, они просто думали, что получили новый источник дохода бесплатно. Но когда Chery так быстро добилась успеха, это возбудило их интерес. Руководство из Шанхая начало оказывать политическое давление на власти Аньхоя, чтобы те передали SAIC еще немного акций Chery. Chery, с другой стороны, хотела избавиться от SAIC как можно скорее, потому что чувствовала ограниченность своего потенциала. Спор продолжался два года, пока не было найдено решение. SAIC вернула акции Chery первоначальным владельцам, а Chery получила собственную лицензию на производство. Естественно, не обошлось без участия политических сил.
В следующей части.
Chery Automobile переживает взлет. Бренд продолжает свой быстрый рост и выпускает множество новых моделей. Читать…