В 2003 году Chery разрывает отношения с SAIC и успешно выпускает на китайский рынок модель Fengyun. По сути это был Seat Toledo с некоторыми китайскими адаптациями. Автомобиль был сопоставим по размеру и опциям с Volkswagen Jetta, который производился совместным предприятием FAW-VW. Но стоил намного дешевле. Поэтом продавался он довольно хорошо и создал хороший задел для роста компании как нового производителя автомобилей.
Если хотите узнать, как все начиналось, прочитайте сначала Часть 1.
Семейство Toledo от Chery
Для производства Fenqyun, Chery приобрела производственную линию и техническую документацию на автомобиль у Seat. И поначалу это были все технологии, которыми компания обладала. Поэтому было сделано очевидное – задействован творческий подход к имеющимся инструментам. Так начинался очень длительный жизненный цикл модели Fengyun (английское название Fulwin). Выпускавшийся до 2006 года автомобиль получал регулярные обновления, а также давал выгодные ценовые предложения на рынке. При этом это был не конец для Toledo, поскольку компания решила выпустить несколько альтернативных версий модели.
Первой из них была версия Fengyun с удлиненной на 20 сантиметров колесной базой. Благодаря увеличенному пространству для задних пассажиров эта версия хорошо зашла таксопаркам. Удлиненная версия продавалась с 2003 по 2006 год.

Также был использован хитрый маркетинговый ход – компания заявила, что модель будет доступна с двигателями BMW. На самом деле это был бразильский двигатель Tritec, плод совместной разработки Chrysler и MG Rover. Британский производитель был куплен BMW и, соответственно, попал под «зонтик» баварского концерна. Двигатель Tritec поставлялся из Бразилии и появился в некоторых других автомобилях бренда.
В 2003 году Chery представила Qiyun (или Cowin на английском языке). Этот автомобиль был очень похож на Fengyun, как по внешнему виду, так и по технологиям. Но он позиционировался ниже предшественника, с еще более низкой ценой. В 2010 году автомобиль получил большое обновление и был переименован в Cowin-2, чтобы соответствовать линейке автомобилей Cowin. К тому времени двигатели Ford и Tritec были заменены собственной разработкой компании. Но об этом позже. Cowin-2 просуществовал до 2016 года.

Еще одна версия представляла собой автомобиль, который сочетал переднюю часть Fengyun с большим грузовым отсеком сзади. Автомобиль, похожий, например, на Volkswagen Caddy. Как и Caddy, он был доступен в грузовой и пассажирской моделях. Chery изначально называла его Chery Qirui (или Karry на английском языке). В 2006 году Chery приобрела FAW Yangzi Automobile (один из ранних автомобильных подвигов в провинции Уху, см. часть 1 истории). В итоге переименовала компанию в Chery Commercial Vehicles. Karry стал брендом коммерческих автомобилей, поэтому Karry превратился в Karry Youyi и продавался до 2012 года.

Техническая проблема Chery
Одного продукта недостаточно для создания бренда, и в Chery знали об этом. Поэтому они искали способы развития компании. Это может показаться довольно простым: спроектировать что-то, произвести и продать. Но в реальности это было совсем не так просто. Китайские автопроизводители вошли в уже развитую отрасль автомобильного производства, будучи еще младенцами. Chery начинала с нуля, не имея никакого опыта или истории, на которые можно было бы опереться. Поэтому задача была еще сложнее.
У крупных государственных автомобильных компаний часто существовал иностранный партнер по совместному предприятию, на которого можно было положиться. Партнер мог поставлять свою старую платформу и двигатель. В то время как китайский бренд разрабатывал кузов. Разработка технологий не была главной задачей. Это происходило гораздо позже.
Для частных стартапов все было по-другому. Они часто начинали с покупки уже отжившего свое продукта или производственной линии и создания какого-то рода исследований и разработок. Многие стартапы имели ограниченные возможности, не особо заботились об интеллектуальной собственности. Просто проводили обратную разработку продукта конкурента.
Chery делала что-то среднее или даже немного того и другого. Чжань Сялай был чиновником коммунистической партии, отвечавшим за административную сторону автомобильного проекта Уху. Он хотел найти подходящего партнера, который мог бы предоставить технологическую платформу или даже готовый продукт. Инь Тонгюэ был инженером, отвечавшим за техническую сторону Chery Automobile. Он любил разрабатывать что-то самостоятельно и производить оригинальные продукты. Это могло бы стать началом конфликта между ними, но этого не произошло. Они оба добились своего.
Инь выбрал путь создания нескольких групп НИОКР, например, по дизайну автомобилей или альтернативным двигателям. Но, конечно, он быстро достиг пределов доступных технических возможностей. Поэтому вместо того, чтобы делать все самостоятельно, он решил объединиться с уважаемыми международными партнерами. Европейские компании, такие как Bosch и Ricardo уже работали с Chery. Также он привлек такие студии, как Pininfarina и Bertone.
Одним из примеров его подхода является ACTECO. У Chery был полностью действующий завод по производству двигателей. Но выпускались на нем довольно устаревшие двигатели Ford. Инь обратился в исследовательскую компанию AVL и заказал полную линейку новых двигателей. Все, от небольших трехцилиндровых двигателей до даже 3-литрового V6. Параметры проектирования были установлены в Китае, а AVL выполнила работы по созданию всей технической документации. Это привело к тому, что Chery начала производить собственную линейку двигателей под маркой ACTECO. Что стало исключительным достижением среди китайских автомобильных брендов.
Подход Чжана привел к гораздо более распространенному явлению в китайской автомобильной промышленности: судебному иску о нарушении авторских прав.
Связь с Daewoo
В 2000 году делегация из провинции Аньхой отправилась в Южную Корею. Делегация состояла из представителей трех местных автопроизводителей: Tongbao, Anchi и Chery. Целью визита была встреча с руководителями Daewoo Motors, крупного корейского автопроизводителя. Конечно, Чжан Сиалай был среди делегатов. Эта встреча впоследствии стала источником некоторых проблем.
Daewoo Motors была одной из многих компаний в «чеболе» Daewoo, типе конгломерата, который занимался многими видами деятельности, зачастую никак между собой не связанными. Производство автомобилей было одним из них. За предыдущее десятилетие Daewoo Motors стала довольно крупным производителем с экспортом во многие страны, но компания сильно пострадала от азиатского финансового кризиса. В 2000 году она остро нуждалась в деньгах и находилась на грани банкротства.
Цель этой встречи была довольно очевидна. Daewoo отчаянно нуждались в деньгах, а китайцы искали продукт. И у Daewoo было именно то, что им было нужно, — небольшой автомобиль под названием Matiz. Этот автомобиль пользовался большим успехом на многих азиатских рынках благодаря своему современному и дружелюбному дизайну. Он был разработан студией ItalDesign как концепт Fiat, но итальянский бренд не впечатлился и не принял этот концепт.

Связь с Daewoo появилась благодаря Anchi, которая уже производила старый Daewoo Tico по лицензии. Что именно получилось из встречи, остается неизвестным, поскольку нет никаких официальных записей. Но историку Эрику ван Инген-Шенау показали подаренный Matiz (для исследовательских целей) во время визита на завод Tongbao в 2001 году. Ни Tongbao, ни Anchi не собирались производить Matiz, но дизайн автомобиля приглянулся Chery.

Инь Тунъюэ переманил главного дизайнера из Dongfeng Citroen (ответственного за модели Fukang) в свой новый отдел дизайна. Он внес небольшие изменения в дизайн Daewoo, например, изменил передний бампер, который подарил автомобилю своеобразную «улыбку». В 2003 году автомобиль появился на китайском рынке как Chery QQ, оснащенный двигателем ACTECO объемом 800 куб. см. QQ был симпатичным, дешевым и качественно собранным, так что вы можете догадаться, что будет дальше: он стал очень успешным в продажах.

Версия хэтчбек была переименована в QQ3 в 2006 году после небольшого фейслифта. В то же время Chery начала выпускать ряд самостоятельно разработанных версий. QQ6 был седаном, а QQme был довольно странным на вид двухдверным супермини.

QQ6 позже был переименован в Cowin-1.

Последняя производная не получила название QQ, ее назвали A1. Это был небольшой кроссовер. Различные модели QQ выпускались до 2015 года, когда на смену ей пришло гораздо менее успешное второе поколение.
General Motors не в восторге
Для Daewoo Motors все закончилось плохо. Компания не пережила финансовые проблемы и обанкротилась. General Motors выкупила активы банкрота, и компания стала называться GM Korea. Matiz начал продаваться в США под названием Chevrolet Spark и пользовался там успехом. Американцы представили этот автомобиль и в Китае под названием Chevrolet Lechi (а позже Baojun Lechi), что сделало его прямым конкурентом Chery QQ.
Когда инженеры Chevrolet осмотрели один из автомобилей Chery, они обнаружили, что у него была удивительно идентичная их модели структура кузова, внешний дизайн, дизайн интерьера и ключевые компоненты. Многие детали, такие как двери, остались прежними без каких-либо модификаций. Руководители Chevrolet назвали QQ точной копией, и в декабре 2004 года начали судебный процесс в Китае за кражу интеллектуальной собственности.
К сожалению, мы не знаем точных подробностей дела, поскольку оно было урегулировано во внесудебном порядке. Chery всегда отрицала, что копировала дизайн, они утверждали, что заплатили за его приобретение. Но всей правды мы не знаем. Похоже, Chery каким-то образом приобрела дизайн, но вполне возможно, что они заплатили за него не Daewoo. Известно, что некоторые сотрудники Daewoo, оказавшись без работы после банкротства, забрали домой довольно много информации о компании в последние дни бренда и продавали ее всем, кому она была интересна.

Chery получила не только дизайн Matiz, но и чертежи Daewoo Magnus. Это был седан среднего размера. С ним обошлись так же, как с Matiz, внеся незначительные изменения в дизайн и оснастив его двигателями ACTECO. На китайском рынке он появился в 2003 году под названием Chery Eastar (китайское название Dongfangzhizi, позже замененное на Cowin-3). Magnus продавался в гораздо меньших количествах, чем Matiz, и по какой-то причине GM не удосужилась подать в суд на Chery из-за этого автомобиля.

Переломный момент
Это был не единственный раз, когда Chery обвиняли в копировании. В 2005 году компания представила компактный внедорожник Tiggo, который выглядел как Toyota RAV4.

Год спустя появился Chery A5 (позже переименованный в Cowin-3), который напоминал Nissan Altima. Технически эти автомобили были основаны на платформе Magnus/Eastar, поэтому вопросы были только к дизайну.

Итак, ранние проекты были достаточно спорными, но все радикально изменилось в 2008 году. Именно тогда усилия Инь Тонгюэ начали приносить плоды. Во время празднования выпуска миллионного автомобиля (впервые для китайского бренда) в августе 2007 года Инь Тонгюэ представил Chery A3. Этот автомобиль уже показывали в качестве концепт-кара на Пекинском автосалоне 2006 года. После презентации Chery запустила масштабную рекламную кампанию, включая 66-дневный «ресурсный тест-драйв» из Пекина в Уху. Летом 2008 года первые клиенты получили свои A3.

Итак, что же такого особенного в Chery A3? Ответ в том, что он полностью изменил общественное мнение о бренде. Chery продавался очень хорошо, но в глазах общественности это был бюджетный бренд. QQ был симпатичным, но твердо нацеленным на нижнюю часть рынка. Модели на базе Toledo были дешевыми и не очень современными. Другие модели были приемлемого качества по привлекательной цене, но копировали стиль известных моделей. A3 отличался от всего вышеперечисленного.
Прежде всего, его дизайн разработала известная студия Pininfarina. Результатом стал современный, хорошо сбалансированный компактный седан, который имел свою собственную индивидуальность. Он не был похож ни на одного конкурента. Платформа была разработана внутри Chery и была на одном уровне с предложениями совместного предприятия. Седан имел конструкцию кузова, содержащую 40% высокопрочной стали, и получил такие опции безопасности, как подушки безопасности, ABS и EBD в стандартной комплектации. На него устанавливались обновленные двигатели ACTECO объемом от 1,6 до 2,0 литров.
Усилия окупились. A3 стал первым автомобилем китайской разработки, получившим 5 звезд в тесте безопасности China-NCAP. Его также считают поворотным моментом в китайской автомобильной промышленности. Современный, лаконичный и сдержанный дизайн с современными технологиями и превосходной безопасностью ранее не встречался у китайского производителя. И вдобавок ко всему, автомобиль все еще был очень доступным, лишь немного дороже, чем устаревшие модели на базе Toledo.
A3 изменил имидж Chery в лучшую сторону и действительно хорошо продавался. Тем не менее, он не конкурировал с продуктами совместных предприятий, таким как Toyota или Volkswagen, но он вывел Chery далеко вперед среди внутренних конкурентов. После запуска A3 внутренние продажи Chery выросли с чуть более 300 000 в 2008 году до 550 000 в 2010 и 2011 годах. Chery не будет продавать так много автомобилей до 2021 года.
На следующей неделе
Безумие брендов! Chery представляет один новый бренд за другим.