История BMW M3 GTR и его мощного V8

BMW USA рассказала удивительную историю о том, как они бросили вызов головному офису и давним соперникам из Porsche с V8 в E46.
BMW M3 GTR (E46) BMW M3 GTR (E46)

«Пол Роше думал, что у нас тут деревенская NASCAR-команда управляет программой BMW M3».

Эти слова принадлежат не стороннему наблюдателю, а Ричу Брекусу, бывшему главе отдела планирования и стратегии продуктов BMW North America. В честь 50-летия серии 3 BMW USA опубликовала его захватывающий рассказ о событиях 25-летней давности — и это нечто.

Реклама

Речь идет о разработке, внедрении и недолгом успехе крутого гоночного автомобиля — BMW M3 GTR E46 с V8 — и команде Prototype Technology Group (PTG), которая занималась гоночными M3 GT для BMW North America. А еще о Porsche. И о Schnitzer. Но об этом позже.

PTG уже имела опыт успешных выступлений с рядной «шестеркой» BMW во второй половине 90-х, когда они управляли M3 E36 для BMW NA и трижды выиграли титул в классе GT с 1996 по 1998 год. Фактически, эти E36 побеждали в половине всех гонок, в которых участвовали.

Однако Брекус считал, что головной офис BMW в Мюнхене не воспринимал PTG всерьез. «Постоянно звучало, что BMW Motorsport [в Мюнхене] должен этим заниматься», — добавил он. Но при поддержке некоторых обитателей штаб-квартиры Брекус сохранил доверие к PTG, и команда продолжила управлять M3 для BMW NA.

Однако в 1999 году Porsche представил 996-е поколение 911 и его «собрата» с водяным охлаждением, GT3R. Несмотря на пару побед в начале сезона, стареющие E36 в итоге проиграли — 996 доминировал, и Porsche взял титул.

Требовалась более мощная машина. И Брекус понимал, что новая E46 M3 унаследовала ограничения E36: массивную переднюю часть и 3,2-литровую рядную «шестерку». У Porsche же был 3,6-литровый мотор. «Гонки с ограничителями — это игра объема, потому что чем больше объем, тем раньше появляется крутящий момент, и тем быстрее можно выходить из поворота», — объяснил Брекус.

ALMS 2001, Road Atlanta, BMW Motorsport Director Dr Mario Theissen (D)

В 2000 году, когда IMSA стала ALMS, E46 M3 GT была полностью разгромлена Porsche. В Мюнхене BMW Motorsport также свернула программу прототипа V12 LMR после поражений от Audi R8. И снова Брекус и PTG столкнулись с внутренним сопротивлением их программе M3.

В то время содиректорами BMW Motorsport были Герхард Бергер и Марио Тайссен (на фото выше). «Тайссен считал, что дочерние компании, такие как BMW NA, должны только продвигать motorsport, а не управлять им», — сказал Брекус. «Я ответил, что мы не собираемся так делать. У нас отличная команда, а ваши методы мне не нравятся.

Вы просто отстраняете всех и плохо работаете с фанатами», — добавил он. Благодаря небольшой поддержке внутри штаб-квартиры Брекусу удалось сохранить PTG, но машине требовалось больше мощи.

И тут появился Райнхард Кённекер — бывший инженер Porsche, работавший над легендарным 917 и другими проектами под руководством покойного великого Ханса Мегера в Вайссахе. В BMW он занимался двигателем для Формулы-1 и разработал V8 «P60», который позже оказался в E46 M3 GTR.

Этот мотор создавался для большего крутящего момента, а его компактность (по сравнению с S54 3.2) улучшила охлаждение. В итоге он выдавал 493 л.с. при 8000 об/мин и 480 Н·м при 6500 об/мин. Игра началась.

Теперь BMW сражалась не только с Porsche и 996 GT3R, но и… с собственными M3 GTR от Team Schnitzer. «Тайссен согласился на V8 для M3, но считал, что PTG не способна развивать машину, и что этим должен заниматься Schnitzer», — сказал Брекус. Тогда он добился, чтобы штаб-квартира предоставила PTG точно такие же V8 M3, как у Schnitzer.

«Они согласились, как и Альберт Биерманн, отвечавший за все, кроме F1», — вспоминал Брекус.

В начале сезона 2001 года 996 GT3R от Alex Job Racing выиграли первые три этапа, пока V8 M3 набирали обороты. Затем Schnitzer взяли два этапа подряд с новым мотором. PTG победила в Портленде, но Schnitzer выиграли следующие три гонки.

Думал ли Брекус, что Schnitzer вмешивались в электронику своих M3? «Вряд ли. Разница в скорости во многом была из-за шин. Yokohama отлично нас поддерживала, но Michelin явно были лучше», — признал он.

Последняя гонка сезона в Road Atlanta почти не состоялась из-за терактов 11 сентября. Но ее провели, и каждая машина получила наклейку с флагом США в знак солидарности. PTG, как американская команда, полностью раскрасила свой автомобиль в цвета национального флага.

PTG выиграла тот заезд, но титул достался Schnitzer. Несмотря на соперничество, команды BMW поздравили друг друга.

Но это был конец для M3 GTR. ACO (организатор Le Mans) заявил, что V8 P60 будет запрещен, если BMW не выпустит 1000 дорожных версий. Хотя во время сезона представили дорожную M3 V8 за €250 000 и построили 10 прототипов, выпуск 1000 экземпляров был нереален.

Тем не менее, гонщик PTG Билл Оберлен назвал эту машину жемчужиной: «M3 GTR — лучший GT-автомобиль по управляемости. Двигатель был таким легким и компактным, а его мощность идеально сочеталась с шинами.

Ты постоянно находился на грани сцепления, и машина просто улетала, как ракета».

Add a Comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реклама