Китайские автопроизводители сообщают, что их европейские продажи выросли на 64% в годовом исчислении до 38 902 единиц в феврале. Бренды из Китая увеличили свою долю европейского рынка с 2,5% до 4,1% по сравнению с прошлым годом, сообщает исследовательская фирма Dataforce.
Этот рост происходит на фоне существенных проблем за авторством Европейского союза, который ввел антисубсидиционные пошлины до 35,3% на китайские электромобили в октябре прошлого года в дополнение к существующему тарифу в 10%. Пошлины, которые будут действовать в течение пяти лет, подтолкнули китайских производителей к принятию многогранных стратегий для поддержания своей европейской экспансии.
«Несмотря на проблемы, с которыми сталкиваются китайские автопроизводители на европейском рынке, их глобальный импульс расширения остается сильным, укрепляя лидирующие позиции Китая в отрасли электромобилей», — отметила EconoTimes в недавнем анализе.

Данные о продажах показывают стратегический поворот в ассортименте продукции. В то время как продажи электромобилей из Китая снизились на 3,4% до 11 116 единиц в феврале (по сравнению с ростом продаж европейских электромобилей на 26% до 164 600 единиц), экспорт китайских подключаемых гибридов вырос на впечатляющие 321% до 4 744 единиц. Популярные модели включали BYD Seal U PHEV, MG HS PHEV и Jaecoo 7 PHEV. Традиционные автомобили с двигателем внутреннего сгорания от китайских брендов также показали хорошие результаты, причем бренды Jaecoo и Omoda показали особенно высокие результаты.

Результаты BYD иллюстрируют эту успешную адаптацию. По данным Bloomberg, в январе компания достигла годового роста на 551%, 734% и 207% в Великобритании, Испании и Португалии соответственно, превзойдя Tesla на этих рынках. Чарльз Лестер, аналитик консалтинговой компании Rho Motion, отметил, что «несмотря на тарифные препятствия, доля рынка BYD в Европе продолжает неуклонно расти».

«Китайские производители используют технологические преимущества, чтобы выделиться на конкурентном европейском рынке. На недавнем мероприятии по запуску бренда в Мюнхене Changan Automobile представила девять новых моделей своих трех брендов, оснащенных автоматической парковкой с голосовым управлением и режимом кемпинга, которые произвели впечатление на европейских дилеров и СМИ. Один дилер заметил: «Это полностью переворачивает мое восприятие китайских автомобилей; их уровень интеллекта уже опережает многие европейские бренды».

Тем временем такие компании, как XPeng, расширяют свое европейское присутствие, недавно объявив о выходе на рынки Польши, Швейцарии, Чехии и Словакии. Председатель и генеральный директор XPeng Хэ Сяопэн подчеркнул стратегию, ориентированную на технологическую дифференциацию, а не на ценовую конкуренцию, намереваясь удвоить зарубежные продажи в 2025 году и открыть более 300 точек продаж и обслуживания по всему миру.

Чтобы обойти тарифные барьеры, китайские автопроизводители ускоряют меры по локализации. Chery объединилась с испанской EV Motors, чтобы открыть производственную площадку в Барселоне под историческим испанским брендом Ebro, став первым китайским автопроизводителем, выпускающим автомобили в Европе. BYD стремится к независимым инвестициям в заводы в Венгрии и Турции, и ожидается, что венгерский завод начнет работу в конце этого года с годовой мощностью 350 000 автомобилей. Leapmotor применила другой подход, работая с Stellantis Group над производством автомобилей на европейских заводах, включая T03 в Польше и планируя производство B10 в Испании к 2026 году.

«Локализованное производство может стать основным путем для китайских автомобильных компаний, выходящих на европейский рынок в будущем», — сказал Цзи Сюэхун, директор Исследовательского центра инноваций в автомобильной промышленности в Северо-Китайском технологическом университете. «Этот подход, аналогичный тому, как японские автопроизводители выходили на западные рынки ранее, помогает получить признание со стороны местных органов власти и лучше понять потребности местного рынка с местным участием».

Немецкие СМИ также недавно сообщили, что завод Magna в Граце, Австрия, начнет собирать модели XPeng и GAC методом крупноузловой сборки (SKD) с июня, что станет еще одним способом избежать пошлин и сократить расходы.

Тем не менее, некоторые автопроизводители пострадали от пошлин, и Nio является одним из них. Polestar, который когда-то имел сильный импульс, утратил свое преимущество, MG показала хорошие результаты, хотя значительная часть их продаж приходится на автомобили с бензиновым двигателем.

Поскольку Европа занимает 17–18% мирового автомобильного рынка и считается премиальным рынком с высокими барьерами для входа, китайские производители по-прежнему стремятся здесь утвердиться, несмотря на проблемы с регулированием. Их конкурентные преимущества в эффективности цепочки поставок, технологических инновациях и маркетинговом опыте продолжают стимулировать их европейскую экспансию, даже несмотря на то, что они адаптируют свои стратегии для преодоления тарифных барьеров.