Итак, суть в том, что законодательные органы Европейского союза работают над проектом по запрету использования карбона в автомобилях. В результате будут введены либо ограничения, либо полный запрет. При условии успешного согласования данной инициативы. А теперь детали.
Европейский союз является достаточно сложной структурой с точки зрения органов управления и законотворчества. Главный законодательный орган разрабатывает нормативные акты, которые касаются всех стран ЕС и их деятельности, и уклониться от их исполнения просто невозможно.
Одним из таких законов является «Директива Европейского Союза о транспортных средствах с истекшим сроком эксплуатации (ELV)». Эта Директива направлена на содействие утилизации и стимулирования создания экологически чистого транспорта. Но причины ее появления лежат немного глубже. Европа маленькая и полигонов для захоронения отходов в какой-то момент стало не хватать. Тогда законодатели решили ввести так называемую расширенную ответственность производителя (РОП), которая предусматривает высокий процент переработки утилизированных автомобилей. В итоге европейские (и не только) производители вынуждены по-максимуму использовать при производстве автомобилей материалы, которые можно переработать и вернуть в оборот повторно.
В настоящее время Директиву ELV пересматривают, потому что законодатели недовольны тем, что карбон не вписывается в правила, которые требуют, чтобы новые автомобили были изготовлены как минимум на 85% из повторно используемых или восстанавливаемых материалов.
Карбон в автомобильной отрасли используется достаточно давно, поскольку он легкий, очень прочный и долговечный, плюс ему можно придавать любую форму. Так что он идеально подходит для кузовов и компонентов высокопроизводительных спортивных автомобилей и автоспорта. Хотя карбон и считается экологически чистым благодаря более длительному сроку службы, чем металлы, по словам ученых из Центра исследовании коррозии в Малайзии, на его производство уходит в 14 раз больше энергии по сравнению со сталью. Кроме того, его переработка или восстановление проблематичны.
Лом карбона нельзя расплавить и заново использовать, как пластик или металлы. Композитное углеродное волокно чаще всего перерабатывается методом термического пиролиза (нагрева до 700 градусов). Но это позволяет извлечь только 93 процента материала и выделяет при этом несколько опасных газов.
Карбон можно также измельчать, в результате чего газы не выделяются, но таким образом можно перерабатывать только обрезки с производства. Химический способ? Угадайте, насколько такой способ дружелюбен к планете. Короче говоря, карбон извлекается и повторно используется в гораздо меньших количествах, чем другие материалы, и это заставляет ЕС нервничать.
Карбон – не единственный материал, благодаря которому пересматривается Директива. Кадий, шестивалентный хром, свинец и ртуть также причисляются к нехорошим. Однако изменение статуса карбона, скорее всего, окажет наибольшее влияние на автомобильную промышленность.
Если окончательная редакция Директивы с карбоном в качестве врага будет принята, запрет или ограничение на него нанесет довольно серьезный удар по будущим планам автопроизводителей и поставщиков компонентов. И хотя исчезновение с рынка космических обвесов сильно отрасли не навредит, есть куда более серьезные сферы использования углеродного волокна, которые буквально от него зависимы последние года. В редакции Директивы говорится, что будут исключения, хотя неясно, как они будут применяться. Согласно правилам Директивы автопроизводители получат 18 месяцев на приведение своих производств в соответствие с изменениями. Посмотрим на развитие ситуации и последствия.