Европейские автопроизводители хотят, чтобы законодатели ЕС разрешили им возродить тип автомобиля, который мы все любили, но который сейчас почти вымер: дешёвый, простой, бензиновый компактный автомобиль.
И, похоже, их мнение начинают слышать. На этой неделе в своей речи о положении дел в Союзе председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила: «Мы предложим работать с отраслью над новой инициативой по созданию небольших доступных автомобилей».
Европейские автопроизводители всё больше паникуют из-за необходимости соответствовать правилам ЕС по сокращению выбросов CO2 и полному отказу от двигателей внутреннего сгорания к 2035 году. Они заявляют, что не найдётся достаточного количества покупателей, а прибыли европейских компаний рухнут. Результатом в таком сценарии станут огромные потери рабочих мест в автопроме по всему континенту и волна импорта дешёвых китайских автомобилей.
Поэтому в ближайшие недели лоббистская организация автопроизводителей ACEA встретится с законодателями с предложениями разрешить производство более дешёвых, в основном бензиновых автомобилей. Жан-Филипп Императо (на фото ниже), глава Stellantis в Европе, изложил эту позицию журналистам на автосалоне в Мюнхене на этой неделе. Он утверждал, что говорит не только от имени своей компании, но и других.

«Чувствуется срочность, и нам нужны действия, а не разговоры. Предложение на 2030 год [о сокращении выбросов CO2 вдвое по сравнению с сегодняшним уровнем] больше невыполнимо. Рынка электромобилей нет, потому что нет зарядных станций, и нет подходящей экономической ситуации».
Под «экономической ситуацией» подразумевается, что многие люди вообще не могут позволить себе новую машину, особенно учитывая, что всего несколько лет назад было более 40 моделей дешевле 15 000 евро, а сейчас остался только Dacia Sandero (на фото выше). Производители не могут получить прибыль на дешёвых моделях, отчасти из-за оборудования, которое требует закон. Это включает ADAS (advanced driver-assistance systems — системы помощи водителю), комплекты безопасности и грядущий стандарт «Евро-7», который включает, в том числе, нормы по выбросам частиц от износа тормозов. Между тем, реальные доходы населения сокращаются, поэтому для многих людей любая новая машина — будь то бензиновая или электрическая — становится невозможной роскошью.
Императо говорит, что это отражается на среднем возрасте автомобилей на дорогах Европы, который, по его словам, сейчас составляет 12 лет и продолжает расти. Он добавляет, что автомобиль 2010 года в среднем выбрасывает на 76 г/км больше, чем современный. Поэтому, по его словам, задачу по сокращению выбросов CO2 можно решить, убрав с дорог множество действительно старых автомобилей, а не только с помощью недоступных электромобилей.
(За весь срок службы автомобиль производит гораздо больше CO2 и потребляет гораздо больше ресурсов при эксплуатации, чем при производстве, поэтому экобаланс действительно включает утилизацию и переработку, а не старение автомобилей.)
Этим новым небольшим автомобилям потребуются специальные правила, чтобы снизить цену. Вероятные предложения включают освобождение от части оборудования ADAS. Императо заявил, что хотя производитель в настоящее время может немного поднять цену за такой комплект, это покрывает лишь около половины его фактической стоимости на заводе.
Поскольку это городские автомобили, им не нужны системы удержания полосы и т.п., сказал он. И вероятно ограничение скорости в 110 км/ч.
Что повлечёт за собой уменьшение размеров тормозов, системы охлаждения и так далее, означая тот самый благотворный круг снижения веса, о котором многие из нас мечтают.
Возможно, автопроизводители ломятся в открытую дверь. Фон дер Ляйен сказала: «Миллионы европейцев хотят покупать доступные европейские автомобили. У Европы должна быть своя Е-машина. Е — как экологичная: чистая, эффективная и лёгкая. Е — как экономичная: доступная для людей. Е — как европейская».
Но, несмотря на призывы Императо к быстрым действиям, новые правила в ЕС, как правило, принимаются после многолетних споров. Затем потребуется ещё пара лет на разработку автомобилей и их поступление в продажу.
Тем временем споры о том, следует ли переносить дату запрета автомобилей с ДВС, всё ещё продолжаются.
Экологические группы, производители инфраструктуры и полностью электрические автопроизводители ведут своё лобби. Майкл Лохшеллер, глава Polestar (и бывший руководитель Vauxhall-Opel), заявил: «Цель ЕС на 2035 год по прекращению продаж новых автомобилей с ДВС дала отрасли ясность, направление — инвесторам и уверенность — потребителям. Ослабление её сейчас сигнализировало бы о том, что Европу можно отговорить от её собственных обязательств. Это навредило бы не только климату. Это навредило бы способности Европы конкурировать».
И фон дер Ляйен сказала, даже упомянув Е-машину: «Независимо ни от чего, будущее — за электромобилями».