Итак, во время предвыборной президентской гонки в США заявления Дональда Трампа регулярно разлетались на цитаты по всему миру. Одной из таких цитат было обещание ввести высокие тарифы на импортные товары, включая автомобили. Однако, когда Трамп победил, никто не думал, что он выполнит эти обещания. Однако он все же ввел повышенные пошлины на импорт автомобилей.
С этого момента иностранные автомобили, продаваемые в США, облагаются 25-процентной пошлиной. А с 3 мая и компоненты для производства автомобилей, поставляемые из-за рубежа, также попадут под этот закон.
Президент США обещает, что это принесет положительные плоды для простых американцев. Вроде как это вынудит большинство автопроизводителей перенести производство в США или правительства стран, в которых эти автомобили производятся, пойдут на какие-то уступки в других сферах для американского бизнеса.
Однако самым очевидным результатом на короткой дистанции станет то, что автомобили на американском рынке начнут дорожать. Поскольку пошлина – это просто налог с продаж импортных товаров.
Около половины автомобилей и легких грузовиков, продаваемых в США, импортные. А остальные используют значительное количество импортных компонентов, а иногда и целых силовых агрегатов. Причем это не только иностранные бренды. Почти половина модельных рядов американских брендов производится в Канаде, Мексике и Южной Корее.
В 2024 году в США было продано чуть более миллиона автомобилей канадского производства и 2,5 миллиона мексиканского. Плюс 2,7 миллиона японских и корейских, а также 0,9 миллиона европейских.
Стоит напомнить, что во время предыдущего президентства Дональда Трампа было подписано соглашение о торговле в Северной Америке: США – Мексика – Канада (оно вступило в силу в первые месяцы президентского срока Байдена). Оно допускало свободную торговлю между странами, но с квотами на производство автомобилей, призванными защитить рабочие места на сборочных линиях в США.
Так что в тот момент президент Трамп, казалось, был удовлетворен, и производители могли продолжать производить автомобили с канадскими и мексиканскими деталями на своих заводах в США, а автомобили с американскими компонентами на своих заводах в Канаде и Мексике. Теперь он фактически разорвал соглашение собственного авторства.
Дело не только в том, что многие автомобили станут дороже. Просто некоторые автомобили уйдут с рынка, если их производители не смогут найти новую финансовую модель, прибыльную на этом сложном политическом минном поле. Конечно, для этого могут потребоваться месяцы или годы, чтобы перестроить цепочки поставок или организовать производство. При этом американский рынок достаточно вкусный кусок пирога, чтобы от него просто так отказываться.
В этом достаточно подробном документе правительства США перечислено процентное содержание отечественных и импортных деталей во всех автомобилях, продаваемых в США, и почти ни в одном из них нет 100% локальных деталей. Действительно, есть модели японских и корейских брендов, производимые на заводах в США с очень высокой степенью локализации. BMW и Mercedes производят большое количество моделей кроссоверов в США, но при этом силовые агрегаты к ним приезжают из Европы.
Правила гласят, что пошлина формируется после завершения производства автомобиля, и применяется каждый раз, когда компоненты пересекают границу и повторно пересекают ее в виде готового автомобиля. Таким образом, автомобиль, произведенный за границей, с 20-процентным содержанием американских деталей, получит пошлину в 80% своей цены, вернувшись на продажу в США. Что из этого получится – увидим. Хотя кажется, что такая история проживет не слишком долго.