Обзор Rimac Nevera

Первый настоящий полностью электрический гиперкар Rimac Nevera — это сенсация, как и компания, которая его производит
Rimac Nevera Rimac Nevera

Электрический гиперкар. Еще лет 5 назад мы бы слегка скептически удивились, но не уделили бы этому сильно много внимания. Развлекаются большие дяди, ну и пусть. Сегодня эти технологии и автомобили стали частью новостной повестки и всерьез сражаются за место на рынке. Пусть пока в своем собственном сегменте. Rimac Nevera — один из законодателей мод. О нем и поговорим.

Плюсы
Ошеломляющая производительность, невероятные технологии, сверхжесткий кузов, инженерное качество и сборка.

Минусы
К стандартным тормозам Nevera нужно привыкнуть. Вам может не хватать большего «вызова», потому что управлять ею чертовски легко.

Реклама

Rimac Nevera 1

Обзор Rimac Nevera

Что это такое?

Google. Facebook. Amazon. Одна из самых увлекательных вещей в цифровом мире, в котором мы теперь живем, — это то, что титаны технологий, которые доминируют в нем, появились словно из ниоткуда и не так уж давно. Старый порядок был быстро нарушен.

Автопром с вековыми традициями изо всех сил старается успевать за набирающей серьезные обороты электрической революцией, но из земли Теслы (имеется в виду Никола, а не компания Илона Маска) появляется компания, чей новый автомобиль переворачивает с ног на голову все, что вы знали о гиперкарах. Если вы все еще цепляетесь за представление, что электромобилям чего-то не хватает, приготовьтесь быть обращенными в новую веру. Навсегда.

Вы, конечно, слышали о хорватском выскочке Rimac, и если вы регулярно читаете нас, то знакомы с генеральным директором и основателем компании Мате Римцем. Как и в случае со Стивом Джобсом, Марком Цукербергом, Джеффом Безосом и тем же Маском, вокруг Мате вырос определенный культ личности, отчасти потому, что интернет любит такое, но в основном из-за того, что у него мозг размером с планету, и он не останавливается, пока идеи, роящиеся в его голове, не становятся реальностью.

Rimac Nevera 2

Понравился этот автомобиль?

Ага. Второй альбом Rimac после Concept One, Nevera, — это машина, которая улетела в стратосферу, несмотря на то, что родом из страны с абсолютно нулевой автомобильной промышленностью и населением в четыре миллиона человек.

Давайте просто пробежимся по основным фактам. Давать имя автомобилю всегда сложно, и Nevera не совсем хорошо звучит в английском языке, но nevera — это электрически заряженный шторм, который неожиданно возникает в Средиземном море и может обрушиться на хорватское побережье со скоростью до 250 км/ч. Уместно, хотя и несколько более медленно, чем у его нового четырехколесного тезки.

Архитектура автомобиля включает в себя батарейный блок на 6 960 ячеек, 120 кВт·ч, литий-марганец-никель, расположенный в форме буквы «H» вдоль базы и за кабиной. Четыре внешних двигателя с постоянными магнитами индивидуально приводят в движение каждое колесо, это самая продвинутая система векторного управления моментом из когда-либо созданных, и выходная мощность эквивалентна 1 888 л.с. и 2 360 Н·м крутящего момента. (Если это звучит похоже на данные Pininfarina Battista, так оно и есть — Rimac поставляет компоненты Pininfarina, среди прочих, включая Aston Martin, Ferrari, Hyundai, Koenigsegg и Porsche).

Rimac Nevera 3

Две одноступенчатые коробки передач соединены с передними и задними колесами. Запас хода Nevera составляет 547 км по циклу WLTP, и при подключении к зарядному устройству мощностью 500 кВт для зарядки с 0 до 80% требуется 19 минут.

Максимальная скорость, пожалуйста…

Заявлено 415 км/ч, но главный тест-пилот Rimac Миро Зрнчевич признался нам, что, несмотря на насыщенную программу тестов, они еще не совсем достигли этой цифры. Что мы знаем точно, так это то, что он разгоняется до 100 км/ч за 1,85 секунды, до 160 км/ч за 4,3 секунды и преодолевает четверть мили (402 м) с места за 8,6 секунды. О, и 300 км/ч покоряется за 9,3 секунды, что делает Nevera немного быстрее современного болида Формулы-1. Учтите, что он весит 2 150 кг, и вы поймете, насколько безумна здесь физика. Это также заставляет задуматься, как, черт возьми, эту массу можно должным образом обуздать, но мы скоро к этому вернемся.

Rimac планирует выпустить 150 единиц, и цены по состоянию на 2025 год составляют около 2,3 млн евро. Nevera R стоит 2,65 млн евро.

Rimac Nevera 5

Это довольно дерзко для парня, чей первый семейный дом не имел водопровода и электричества, и чье первое начинание в бизнесе началось с установки электрической силовой установки в довольно потрепанный E30 BMW 3 Series. Это было в 2008 году. Когда мы брали у него интервью в начале 2019 года, в Rimac было 500 сотрудников. Сейчас их почти 2 000, и компания запускает новый мегазавод «Кампус» на окраине Загреба. Он выглядит как космический корабль и будет строить Rimac Nevera, прототипы Bugatti Tourbillon и батареи для автопроизводителей.

Знания Rimac в области аккумуляторов, инверторов и электродвигателей настолько продвинуты, что компания разрабатывает и конструирует практически все сама. Это также потому, что Мате Римц опережает всех остальных. Очевидно, что это то, где заключается большая игра и что привлекает инвесторов. Тем не менее, Мате настаивает на том, что Nevera — это не просто красивая витрина для демонстрации экспертизы компании. Он абсолютно настроен создать гиперкар, который может бросить вызов всем устоявшимся титанам: по качеству и исполнению, а также по производительности, и значительная часть его новой штаб-квартиры посвящена производству Nevera. Перефразируя Джонни Роттена, он действительно серьезен.

Rimac Nevera 6

Извините. Rimac Nevera недостаточно быстр. Мне нужно больше.

Тогда записывайтесь в очередь на один из 40 выпускаемых версий Rimac Nevera R. Она повышает ставку до более чем 2 100 лошадиных сил. Она способна развить 431 км/ч, разгоняется до 100 км/ч за 1,7 сек, до 160 км/ч за 3,9 секунды и бросила вызов Koenigsegg за мировой рекорд 0-400 км/ч-0. Она также оснащена новой аэродинамикой, улучшенными тормозами и более цепкими шинами, но для экономии веса батарея меньше, поэтому запас хода страдает.

Есть ли наука в его дизайне?

Хотя в языке форм Rimac Nevera есть определенная узнаваемость, это не кусок экзотического парообразного железа. Учитывая огромный потенциал производительности автомобиля, форма в значительной степени диктуется аэродинамическими требованиями и требованиями охлаждения, хотя на ней также присутствует фирменный мотив Rimac — «галстук» перед задними колесными арками.

«Галстук был символом хорватской силы и идентичности с 17 века», — говорит директор по дизайну компании Адриано Мудри, хотя, как и все остальное, он также функционален: в данном случае действует как воздухозаборник для систем охлаждения сзади.

Кузов Nevera — диффузоры, воздухозаборники, сплиттеры и радиаторы — был доработан армией экспертов по CFD (вычислительной гидродинамике), чтобы повысить аэродинамическую эффективность на 34% по сравнению с ранними прототипами. Передний капот, щиток под полом, задний диффузор и заднее антикрыло могут двигаться независимо друг от друга, и переключение из режима с низким сопротивлением в режим с высокой прижимной силой оказывает эффект бетонной плиты: последний увеличивает прижимную силу на 326%.

Компоновка всех этих батарей — непростая задача, так что респект всем причастным за создание такого элегантно выглядящего автомобиля. Rimac хотел получить что-то простое в использовании, с достойной высотой посадки H-point и обзорностью выше средней для суперкара.

Задача выполнена: двери-«крылья бабочки» заходят в крышу, как у Ford GT, и вам не нужно быть советским гимнастом или мастером йоги, чтобы сесть и выйти. Обзор вперед четкий, габариты автомобиля на дороге чувствуются, обзор сзади неплохой. И когда вы захлопываете эти двери, они закрываются с громовым звуком, как дверь камеры в белорусском следственном изоляторе. Когда вы наблюдаете за движущейся Nevera, тем больше вы цените нюансы ее формы.

Какой вердикт?

«Первый настоящий полностью электрический гиперкар — это сенсация, как и компания, которая его производит».

Здесь многое нужно осмыслить. Это первый настоящий полностью электрический гиперкар, и в Rimac Nevera определенно чувствуется дух первооткрывателя. Время ее прохождения четверти мили (402 м) превосходит Bugatti Chiron Sport, и ее скорость везде — межгалактическая. Но самые мощные ДВС-автомобили обладают характером, и именно их двигатели и издаваемый ими звук, как правило, дольше всего остаются в памяти. Даже самые высокие характеристики могут стать… одномерными.

Но мы рады сообщить, что Nevera вовлекает на множестве уровней и выходит за рамки представления о том, что ее основное внимание сосредоточено на единицах, нулях и алгоритмах. Она ощущается как автомобиль, который был спроектирован и разработан людьми, которые не только далеко впереди в технологическом и программном плане, но и обладают врожденным чувством к «железу».

Собрав все элементы воедино, вы получаете автомобиль, который не только невероятно увлекателен, но и ощущается как настоящая легенда. Думайте о Rimac как о своего рода техно-Pagani, с таким же вниманием к искусству, как и к искусственному интеллекту. И помните, что у компании много других проектов. Вот это траектория, по которой движутся эти ребята.

Rimac Nevera в движении

Каково им управлять?

Давайте развеем миф: быстрые автомобили не сводятся только к быстрой езде. Если бы в этом был секрет, Rimac Nevera была бы номером один в хит-параде. Но нас так же интересует, как, почему и что происходит по пути, как и конечный результат.

За исключением того, что Nevera действительно потрясающе быстра. Быстра так, что это сложно выразить словами, будь то когда вы сидите в ней и пытаетесь осознать, что, черт возьми, происходит с вашим разумом, телом и душой, когда вы вжимаете педаль газа, или когда пишете об этом несколько дней спустя. Быстрая так, что не просто выдавливает воздух из ваших легких, а отправляет ваши глазные яблоки на дно глазниц.

Разгон до 100 км/ч менее чем за три секунды — это та скорость, которую некоторые находят несколько обескураживающей. Менее чем за две секунды заставило бы непосвященных просто рыдать. Nevera — это высокоэмоциональный опыт. Она уничтожает нынешнюю гиперкар-гегемонию.

Вы ездили на Rimac Nevera по-настоящему?

Наша первая поездка завершилась дрэг-рейсингом в небольшом аэропорту где-то в Хорватии. Взлетно-посадочная полоса — единственное возможное место, где можно испытать те неземные ощущения, на которые способна Nevera. На самом деле сделать старт с места очень просто: выберите режим Track на роторном контроллере на торпедо (красиво сделанном) ближайшем к вашей правой руке, подержите ногу на педали тормоза несколько секунд, затем отпустите и нажмите на педаль акселератора.

Следующие 10 или 15 секунд просто испаряются. Время перестает существовать. Это как научный эксперимент. Или, возможно, фокус. Что бы это ни было, мне пришлось сделать это дважды, просто чтобы убедиться. Затем в третий раз, чтобы перепроверить, что произошло в первые два раза, было реальным.

Nevera использует 77 отдельных блоков управления ECU, и миллионы строк кода перемещаются по ее кузову — мейнфрейму? — быстрее, чем вы можете подумать. Я действительно не имею ни малейшего понятия, как все это работает. Но что я могу подтвердить, так это то, что вне взлетной полосы и на обычных дорогах Nevera не менее убедительна. Это очевидно важно. Если управлять ею в одном из менее агрессивных режимов, она создает очень разумное впечатление, скажем, Bentley Continental GT. Она подвешена на двойных поперечных рычагах со всех сторон с электронно управляемыми амортизаторами и активной высотой дорожного просвета, так что на обычных скоростях она безумно комфортна, хотя иногда жестковата на внезапных неровностях и выбоинах.

Что насчет Rimac Nevera R?

Это не столько вождение, сколько телепортация. Шокирующая мгновенная мощь, которую она прикладывает к дороге, не поддается осознанию. Она задает очень серьезные вопросы о вашем самоконтроле, потому что если вы удерживаете педаль газа более четырех секунд, вы, вероятно, самый быстро движущийся наземный объект на этом континенте. За меньшее время, чем требуется, чтобы прочитать это предложение.

То, что электромобили быстры, никого не удивляет, конечно. Что так удивительно в R, так это то, насколько она управляема, как она осмысляет такую бессмысленную общую мощность. Не только 2 107 л.с. в вашем распоряжении, но все они доступны. Не с точки зрения закона, конечно, но может ли шасси соответствовать? Успевает ли подвеска? Соответствуют ли тормоза? Да, да, да. Все в работе. Она спроектирована с такой же завершенностью, как Porsche или McLaren, но имеет скорость, о которой ни их дорожные, ни гоночные автомобили не могли даже мечтать.

Честно говоря, невероятно, что на таком можно выезжать на общественные дороги с обычными водительскими правами. Такие перегрузки были до недавнего времени исключительной прерогативой NASA.

Как она управляется?

Полностью электрическое рулевое управление Nevera довольно хорошо откалибровано и позволяет вам заправлять автомобиль в повороты и выходить из них одним линейным движением. Оно не переполнено естественной обратной связью, но в наши дни это темное искусство. Есть семь различных режимов движения, Sport является оптимальным, если вы ищете самый увлекательный повседневный драйв, за счет обостренных реакций дросселя, тормозов, подвески и рулевого управления.

Режим Range, очевидно, более бережно относится к энергии, Track выкручивает все на максимум, Custom позволяет смешивать и сочетать, а Drift логично отправляет весь крутящий момент на заднюю ось, если вы хотите попрощаться с вашими Michelin Pilot Sport. (Мы попробовали это и на взлетной полосе, и это доказательство того, что кто-то в Rimac, вероятно, сам Мате, обладает большим чувством юмора, но также и того, что его разработчики безумно крутые. Эта штука просто танцует.)

Секретный соус здесь, конечно, — векторное управление моментом, дьявольски сложная система, которая магически превращает Nevera в пять автомобилей в одном. Такой подход может грозить формой шизофрении, но результат здесь — замечательная широта диапазона. Она называется Rimac All-Wheel Torque Vectoring (R-AWTV 2) и полностью заменяет обычные системы ESP и контроля тяги, работая прогностически и реактивно, производя 100 вычислений в секунду.

На извилистой горной дороге Nevera проявляет ту же поворачиваемость, что и, скажем, Porsche 911 Turbo, но выходит из поворота с яростью чего-то, что имеет в три раза больше лошадиных сил, чем Porsche (а так оно и есть). Эта ураганная сила не является сюрпризом, но ловкость, равновесие и ее управляемость — да. Она ощущается на полтонны легче, чем есть на самом деле, как автомобиль с низким центром тяжести и оптимальным распределением веса (батарейный блок весит 700 кг).

И насколько хорошо Rimac Nevera тормозит?

Миро и его команда все еще дорабатывают торможение, но это умная штука: электрогидравлический усилитель тормозов с симулятором ощущения педали распределяет тормозное усилие между старомодными фрикционными тормозами — 390-миллиметровые карбон-керамические тормоза Brembo спереди и сзади — и электрической силовой передачей, в зависимости от того, что в данный момент является термически оптимальным. Еще один магический штрих. Что неудивительно, Nevera предлагает самое большое количество рекуперативного торможения среди всех электромобилей, которые сейчас продаются. Это также означает, что вы можете мчаться по извилистой дороге в режиме одной педали, хотя чем быстрее вы едете, тем больше нужно ей доверять. Когда мы тестировали прототип, здесь еще предстояло поработать над смешиванием фрикционных тормозов с рекуперацией. Nevera R имеет новые тормоза с кремний-карбидным покрытием для лучшей устойчивости к выцветанию, и они феноменально эффективны.

Затем идет шасси Nevera, полностью изготовленное из углеродного волокна — склеенная крыша, интегрированный корпус батареи и задний подрамник — что придает ему жесткость автомобиля LMP. Фактически, Rimac утверждает, что это самый жесткий дорожный автомобиль из когда-либо созданных, и при 70 000 Нм/градус (примерно вдвое жестче, чем далекий от гибкости и все еще блестящий Lamborghini Aventador), мы бы не стали с этим спорить.

В результате случаются «галюцинации» — углеродное волокно может создавать необычные акустические аномалии — но в основном вы просто осознаёте, насколько феноменально хорошо сделана и эффективна Nevera. Да, есть желание потянуться к подрулевым лепесткам, и природа силовой передачи неизбежно удаляет один слой взаимодействия. Она не шипит, как V12. Но, как вы можете себе представить, доступность почти 2 000 превосходных лошадиных сил компенсирует это. И на самом деле она звучит очень хорошо, аутентичная смесь свиста, жужжания и научной фантастики.

Проблемы? Селектор привода, еще один роторный переключатель, расположенный слева от рулевого колеса, может немного медленно реагировать при переходе с P на D. Над этим работают. Сиденье водителя и центральный ящик для хранения скрипят, так что, возможно, алькантара была бы лучше кожи. Дело в том, что структура Nevera настолько жесткая, что они все еще охотятся за NVH-призраками в машине.

Интерьер Rimac Nevera

Каков он внутри?

Rimac преуспел и в этой части. Ну, в основном. Еще раз, почти все здесь — собственная разработка, от основной информационно-развлекательной системы и всего ее программного обеспечения до внутренних дверных ручек, переключателей и диффузоров. Все они изготовлены из алюминиевых болванок и выглядят великолепно. Рулевое колесо хорошо лежит в руках и располагает указатели поворота на кнопках в стиле Ferrari. Здесь нет рычагов на рулевой колонке.

Есть три высококачественных TFT-экрана, работающих на собственном программном обеспечении с уникальной графикой. Главный из них настраивается, отображая всю необходимую вам информацию, а также некоторые вещи, которые вам, вероятно, не нужны, но иметь которые весело: есть дисплей крутящего момента в реальном времени, который показывает, с какой нагрузкой справляется каждое колесо, G-метр и различные другие показания, которые трудно обработать в движении.

Центральный экран управляет информационно-развлекательной системой, телефоном, навигацией, климат-контролем (HVAC — единственный заимствованный компонент, и он взят от Audi R8), но это также то место, где вы регулируете сиденья. Мы бы предпочли иметь ручную регулировку.

Мате Римац — самопровозглашенный фанат данных, поэтому центральный экран также является домом для телеметрии Nevera, которую можно загрузить на ноутбук или смартфон для анализа. Мате делает это на взлетной полосе и с радостью рассказывает мне, где я ускорялся наиболее интенсивно, в каком режиме мы были и сколько мощности использовали: 1 580 л.с., кстати.

Rimac разработала собственную систему данных M2M, чтобы позволить владельцам анализировать производительность вождения, метрики и превью карт на всех обычных платформах, и будут производиться обновления «по воздуху» по мере необходимости. В дополнение ко всему этому, есть также AI-инструктор по вождению, который использует 12 ультразвуковых датчиков автомобиля, 13 камер и 6 радаров, подключенных к последней операционной системе NVIDIA Pegasus, чтобы накладывать гоночные трассы в реальном времени, позволяя водителям работать над идеальной траекторией, точками торможения и ускорения. Это версия Rimac для возможности автомобиля работать в режиме автономности четвертого уровня. Я сомневаюсь, что существует более «подключенный» гиперкар, чем этот.

Но у него также есть свои аналоговые моменты. Главный контроллер привода выполнен из алюминиевого слитка, как и селектор режимов движения и третий, который позволяет регулировать распределение крутящего момента. Мате говорит, что он недоволен их тактильностью, и действие все еще немного нужно доработать. Это, конечно, предсерийный автомобиль, но я бы все равно предпочел аналоговую отзывчивость повсеместной тирании сенсорных экранов.

Покупка Rimac Nevera

Сколько я должен платить?

Если вы подписываетесь на электрический гиперкар за 2,3 млн евро, вы получите безраздельное внимание его создателя. Вы, вероятно, также готовы отправиться в это путешествие: чемпион мира Формулы-1, ставший самопровозглашенным «эко-предпринимателем» Нико Росберг, купил один себе.

Rimac создала глобальную дилерскую сеть в 19 точках по всему миру. Компания планировала выпускать 50 автомобилей в год в течение следующих трех лет, но за пять лет, прошедших с момента нашей первой поездки на Nevera, было продано чуть более половины производственного плана (включая 40 Nevera R). Мате Римац говорит, что весь проект стоил 150 миллионов евро, и, хотя многие наработки были применены к Bugatti Tourbillon, создается впечатление, что это убыточный проект, который никогда не принесет прибыли. Его главной задачей была витрина для технологий Rimac.

Досадно, что Nevera не стала бешено популярной, потому что инженерные решения действительно этого заслуживают. Но Мате Римац настроен философски, признавая, что электромобили за 2 млн евро — трудный товар для продажи, и после первоначального ажиотажа сверхбогатым коллекционерам легче расставаться с деньгами, когда есть V12 или V16, который можно послушать. Так что это, вполне возможно, единственный гиперкар, который будет любим и недооценен…

Что насчет эксплуатационных расходов?

Учитывая акцент на колоссальную производительность, легко забыть, что это автомобиль с нулевым уровнем выбросов (из выхлопной трубы). После того, как мы насладились поездкой по тестовому маршруту, мы решили, что лучше переключиться в режим Range и немного сбавить обороты, чтобы добраться до пункта назначения. Но даже в замедленном темпе Nevera остается мощным и прожорливым GT. И мы добрались до цели с остатком запаса хода в 97 км.

Пространство для хранения ограничено 100 литрами позади кабины, над центральным аккумуляторным блоком. Только мягкие сумки, а не чемоданы.

Фотографии: Джонни Флитвуд

Add a Comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Реклама