Мы медленно движемся по руслу реки в колонне из Jimny и багги, которых ничуть не смущают ни валуны, ни ледяные потоки. «Не похоже на Японию, да?» — кричит водитель, сражаясь с рулём своего Suzuki на марсианском ландшафте, окружённом горами, покрытыми осенними красками. Видимо, он уже хватил саке, потому что более японской сцены и представить нельзя.

На самом деле он, наверное, хотел сказать, что, несмотря на то, что Япония производит одни из лучших в мире внедорожников, а 75% её территории — горы и 65% — густые леса, офф-роуд-культура здесь не так популярна, как можно было бы ожидать. Особенно если сравнивать с Австралией, Великобританией или США.

11 миллионов гектар национальных парков Японии меркнут на фоне 340 миллионов гектар в США, что даёт представление об ограничениях, с которыми сталкиваются любители гряземеса. К счастью, есть множество способов насладиться своим внедорожником, а японцы — мастера находить нестандартные решения. Они придумали, как поднять свои внедорожники выше, заставить их ехать дальше и сделать комфортнее, чем они были задуманы…

Глава первая: Городские сумасшедшие.
Загуглите «странные машины Японии» — и вам покажут кей-кары, кайдо-рейсеров или даже карты из Mario Kart, которые носятся по центру Токио. Но это всё уровень «белого пояса», а вот эти ребята — 10-й дан чёрного пояса в странностях. Местные называют их «хай-лифт». Вдохновлённые американскими монстр-траками, они — полная противоположность компактным кей-вэнам.

В 1980-х и 1990-х эти гиганты колесили по улицам крупных японских городов. Hilux, Land Cruiser и Delica стали фаворитами среди обеспеченной молодёжи. Но всему хорошему приходит конец: когда экономический пузырь лопнул, эти монстры начали исчезать. Однако одна мастерская в городе Сендай на севере страны хранит верность традициям — 4×4 Presents создает и продает запчасти для «хай-лифт»-машин по всей Японии. Их Hilux — это нечто запредельное.

Стандартные лифт-комплекты для внедорожников обычно поднимают кузов на 3–6 дюймов для улучшения геометрии проходимости. Но этот Hilux получил 22-дюймовый лифт. И это без учёта 44-дюймовых покрышек Super Swamper и колёс 15×13 дюймов — большая часть подъёма достигнута за счёт 36-дюймовой подвески Rancho. Land Cruiser выглядит скромнее: 3 дюйма на рессорах, 4 — на кузове и ещё 4 — на кронштейнах. Добавьте 12-дюймовые диски Centerline и 42-дюймовые Super Swamper — и получите лифт в 17 дюймов. Скромно, но всё равно приходится забираться в кабину по ступеньке.

А ещё есть Mitsubishi Jeep — модель, которая в своё время обошла Toyota в борьбе за контракт на поставку джипов для американцев во время Корейской войны. Этот экземпляр — J55 Turbo Diesel от 4×4 Presents с 23-дюймовой подвеской Rancho и Pro Comp Shocks, передней частью от LJ78 Prado и электроусилителем руля Toyota, чтобы хоть как-то крутить 39-дюймовые Super Swamper.

Эти пикапы затмевают своих владельцев и всё остальное на дороге, напоминая о временах, когда энтузиасты выходили за рамки разумного, доказывая: никто не умеет доводить абсурд до совершенства так, как японцы.

Глава вторая: Вдали от цивилизации
Ах, природа! Свежий воздух, бескрайнее небо и неизбежный момент, когда ты сгорбившись стоишь у дымящегося мангала с сосисками. Конечно, в Великобритании кемпинг — это трейлер на болотистом поле и тёплые бобы на тосте. Но в любом случае, для комфортного кемпинга нужно много снаряжения. И тут японцы преуспели. Удобство — часть их культуры, как мастерское владение палочками или поедание гамбургеров без булочек.

Портативные плитки, капельные кофеварки, наборы бэнто и складные кресла организованы с японской педантичностью. Жизнь на природе — большой бизнес в Японии, и ассортимент гаджетов впечатляет. К сожалению, дикий кемпинг здесь разрешён в очень немногих местах.

Даже на удалённых горных стоянках, вдали от цивилизации, будут туалеты, кухни и ровные площадки для палаток. К счастью, Такато-сан, Ёси-сан и Дзюмпэй-сан, владельцы Canter, Delica и Star Wagon, знают лучшие места для приключений.

Внутри Canter больше напоминает токийскую студию: двуспальная кровать, мини-кухня и обеденная зона, обшитые деревом. Такато-сан говорит, что вдохновлялся австралийскими оверлендерами. В Штатах и Австралии жизнь в дороге — обычное дело, а японские Canter и Toyota Dyna — одни из самых проходимых баз для кемперов.

Глава третья: Там, где не нужны дороги
Вернёмся к тому самому руслу реки. Я знал, что Jimny славятся своей проходимостью, но то, что я увидел, превзошло все ожидания. Передвигаясь пешком, я испытывал больше трудностей, чем эти машины.

В нашей компании — разномастные Jimny и каркасный багги. Конечно, есть и более сложные маршруты, но для спонтанного сбора в живописном месте мы выбрали горы префектуры Гифу.

Найти в Японии места, где можно насладиться природой на полноприводном автомобиле, непросто. Сиро-сан, владелец офф-роуд магазина Benchmade, объясняет, что формальных запретов на проезд по государственным землям нет, но это не приветствуется. Главное — выбирать места, где ты не побеспокоишь ни людей, ни природу.

Jimny — оружие номер один. Лифт, огромные колёса и доработанные моторы — вот рецепт успеха. Красный экземпляр с двухтактным LJ50 звучит как мопед. Чем легче — тем выше шансы забраться на вершину.

Лучший выбор — Jimny второго поколения (SJ30/SJ40). Даже стоковая версия с умеренным лифтом и хорошей подвеской способна на большее, чем можно представить. Многие владельцы срезают половину кузова, заменяя его каркасом для жёсткости, и ставят агрегаты от Land Cruiser.

Говорят, если снять тяжелённый кузов Land Cruiser, то его ходовая прослужит в десять раз дольше. Мосты, карданы и дифференциалы дорабатывают, превращая Jimny в неубиваемых покорителей камней.
Чтобы руль не вырывало из рук, многие ставят три гидроусилителя — на рулевую колонку, шкворень и рейку.

По мере сужения русла валуны становятся крупнее. Уследить за Сиро-саном и его бандой безумцев всё сложнее. Вместо того чтобы объезжать препятствия, они выбирают самый сложный путь. Их девиз: «Не объезжай — преодолей».
На одном из участков машины карабкаются по небольшому водопаду, и одна из них ложится на бок.

Раздаётся одобрительный рёв. Моя тревога за водителя остаётся незамеченной. Когда Jimny ставят на колёса, я спрашиваю, всё ли в порядке, но он больше переживает за мой фотоаппарат. «Такое случается постоянно. В этом и есть весь кайф».
Текст и фото: Toby Thyer
