У Red Bull серьезная проблема. С момента Гран-при Великобритании прошлого года Макс Ферстаппен завоевал чемпионский титул, несколько побед, множество подиумов и 353 очка. За это же время второй болид команды набрал… всего 40. Это катастрофа.
И помимо того, что у Макса за все это время не было надежного напарника, это также означает, что команда фактически борется за Кубок конструкторов одной рукой. Как гладиатор, вступающий в бой с дубиной в одной руке и ватной палочкой — в другой.

И это проблема не нова. С тех пор как Даниэль Риккардо покинул команду в 2018 году, Ферстаппен заставил целую плеяду многообещающих молодых гонщиков выглядеть посредственностями. Пьер Гасли, Алекс Албон, Лиам Лоусон и теперь Юки Цунода — все они были раздавлены «катком» Red Bull и Ферстаппена.
Даже опытный Серхио Перес — победитель гонок и мастер работы с шинами, который большую часть карьеры вытаскивал подиумы на середнячковых машинах, — был безжалостно разгромлен. Неудивительно, что все считают это кресло проклятым.

Так провалилась ли программа молодых пилотов Red Bull? Лоран Меки, руководитель младшей команды Racing Bulls, так не считает:
«Я смотрю гонки F2 и F3 — и там каждые выходные побеждают пилоты Red Bull. Я вижу, как Юки сейчас выступает в Formula 1 за Red Bull Racing. Я вижу, как Исак Аджар становится новой сенсацией.
Нельзя каждый год находить нового Макса Ферстаппена. До Макса Себастьян [Феттель] выиграл четыре титула. Макс выиграл четыре титула. А между ними была целая плеяда гонщиков, включая Даниэля Риккардо. Не думаю, что можно было сделать что-то большее.
Так что программа работает хорошо. Скажу так: если Red Bull Racing нужен пилот и они могут положиться на свою программу, значит, она работает. Если нет — значит, нам стоит улучшить свою работу».

В его словах есть смысл. Албон нашел новый дом в Williams, и его репутация взлетела; Гасли, отчисленный из Red Bull, выиграл Гран-при Италии и теперь стабильно выступает за Alpine; Карлос Сайнс (первый напарник Ферстаппена, не забывайте) был признан достойным Ferrari и выиграл четыре Гран-при в красном цвете. Почему Red Bull даже не попытался вернуть его в 2025 году — загадка.
Лоусон — самый свежий пример того, как гонщика бросают в бой, когда он еще не готов. Вместо того чтобы рассчитывать на сезон или два на обучение, новозеландец получил всего 11 гонок подготовки (за два разных сезона) перед переходом в топ-команду. Результат? Его первую и последнюю гонки за Red Bull разделили всего семь дней.
Его результаты выглядели так: квалификация — 18-е место, авария; квалификация — последнее место, спринт — 14-е; квалификация — последнее место, гонка — 12-е. А затем все закончилось (вероятно, неловким) телефонным звонком.
Меки не считает это успехом, верно?
«Нет, это не успех. Думаю, никто из нас не ожидал, с какими трудностями столкнется Лиам».
Но это не значит, что Лоусон не сможет проявить себя в будущем, считает он. И то, что у RB было два гонщика, которые хотя бы заслуживали шанса, должно говорить в пользу команды.

Опять же, он прав. После трудного этапа Лоусон смог восстановиться и финишировал шестым в Австрии — лучший результат в карьере. И пока он и очень перспективный Аджар набирают очки, младшая команда Red Bull находится именно там, где хочет «головной офис» — в верхней части середины пелотона.
Но вернемся к главному вопросу: почему Red Bull не может найти гонщика, который хоть как-то приблизится к Ферстаппену? Если множество талантов выглядят любителями в этой команде, то виновата, скорее всего… машина.
Болиды Red Bull традиционно склонны к избыточной поворачиваемости, делая заднюю часть крайне чувствительной. У Ферстаппена — гениальная способность справляться с такой настройкой и превращать ее в скорость. Возможно, он единственный пилот в мире, кто на это способен.

Но если для работы вашей машины нужен талант уровня «раз в поколение»… рано или поздно это станет проблемой, верно?
Red Bull уже начинает пожинать плоды: команда потеряла Эдриана Ньюи в прошлом году, и ее темп резко упал. В следующем году они впервые будут строить собственный двигатель (с помощью Ford), а если ввести в YouTube «Honda Alonso GP2», станет ясно, насколько губительным может быть слабый силовой агрегат.
И если Макс Ферстаппен уйдет в Mercedes (что вполне возможно), Red Bull может — подчеркиваем, может — оказаться в хвосте пелотона уже в следующем году. А это будет серьезное падение для команды, которая в 2023 году доминировала почти без поражений.

Им срочно нужны запасные гении. И Питер Байер, CEO Racing Bulls, знает, где их искать:
«Одна из тем, которые мы сейчас обсуждаем (и за которые, в конечном итоге, отвечает Хельмут Марко) — нужно ли нам активнее выходить в мир картинга, чего Red Bull раньше не делал стратегически.
Сейчас, если прийти на картодром, там будут представители Williams, Alpine, Mercedes — они подписывают контракты с детьми 10, 11, 12 лет. Ferrari, кажется, тоже начинает этим заниматься.
Нам нужно это учитывать. Иначе точкой входа останется F4, и можно опоздать. Потому что ты либо упустишь талант, либо придется выкупать его у другой команды».
Вот вам урок, дети: найдите самый «вертлявый» карт, какой сможете, и не возвращайтесь домой, пока не научитесь водить его с закрытыми глазами. А потом звоните в Racing Bulls.